Профессор Делфтского технического университета (Голландия) и эксперт в области университетского управления и предпринимательства Йоханн Виссема прочел лекцию об изменениях, которые происходят в высшем образовании, и назвал диплом — пережитком прошлого. Публикуем выдержки из его лекции.
— Я считаю, что сегодня российские вузы претерпевают ряд изменений, которые рано или поздно приведут университет к совершенно новому типу вуза.
Три поколения университета:
1. Средневековый, первого поколения.
2. Исследовательский университет.
3. Университет третьего поколения.
Можно перечислить девять характеристик университета третьего поколения:
1. Занимается фундаментальными исследованиями, что формирует основу любого прогресса, не только в области науки, но также в сфере экономики.
2. Много лет назад исследование было сфокусировано на одной дисциплине. Например, вы занимались экономикой или экологией и достигали поистине больших высот. Сейчас акцент делается на междисциплинарности.
3. Вы проводите большие успешные исследования и тесно сотрудничаете с промышленными компаниями, которые впоследствии выведут ваши разработки на рынок. Надеюсь, что это будет международный рынок.
4. Важно понимать, что университет третьего поколения — это открытый университет. Он не только должен работать под эгидой министерства образования, но также быть открытым промышленности, новым студентам и так далее.
5. У университета должен быть определенный масштаб деятельности. В противном случае он не сможет успешно работать. Если у вас тысячи студентов, должны быть библиотека, инфраструктура, которые обеспечат качество образования. У крупного университета есть определенное конкурентное преимущество.
6. Мы реализуем творческий потенциал. Вы можете вывести на рынок айфон, вы можете очень хорошо знать, как он устроен. Но также он должен выглядеть хорошо. И характеристики, которые полезны для пользователей, должны быть удобны. Это работа факультета дизайна или проектирования.
7. Очень важно, чтобы все в университете умели разговаривать на английском языке. И если вы приедете, например, в Барселону, вы не сможете общаться с профессорами, не зная английского. Сейчас растворяются границы между различными университетами, и это в основном благодаря тому, что мы начинаем все чаще использовать английский язык.
8. В университетах второго поколения мы занимались, в первую очередь, академической деятельностью, потом только наукой. Сейчас ситуация изменилась: в университетах третьего поколения на первый план выходит производство и коммерциализация разработанных ноу-хау. Это поднимает такие вопросы, как защита интеллектуальной собственности. Сюда привлекаются значительные инвестиции.
9. Мы наблюдаем децентрализацию. В большинстве стран университеты не могут самостоятельно разрабатывать образовательные программы, выдавать собственные дипломы. Для этого они должны получить разрешение от министерства. Я думаю, что в будущем эта ситуация изменится. Вы будете по-прежнему получать финансирование со стороны государства, но другими способами. Все директивы, которые на текущий момент мы получаем от государства, которые спускаются ректору и далее на профессоров, очень много тратят нашего времени и не позволяют наиболее эффективно работать.
Как повлияла на образование промышленная революция
— Система образования, которую мы знаем, является продуктом индустриально-промышленной революции. Именно промышленная революция породила необходимость специализироваться на узких направлениях. Фактически на данный момент каждая наука — это отдельная коробка, отдельный ящик. И мы видим, как эти коробки начинают объединяться. Мы получаем диплом, и если там написано, что вы экономист, работодатель, который хочет вас нанять, хорошо понимает, какими навыками вы обладаете, что он покупает, приглашая вас на работу.
В будущем эта ситуация изменится.
Предметы, которые преподаются в школе, четко аргументированы, но считается, что они будут в дальнейшем востребованы вузами и на рабочей стезе. Сейчас появляется некоторая гибкость — предметы можно выбрать. Появляются университетские колледжи с почти свободными курсами, которые студенты выбирают самостоятельно.
Сейчас очень популярно дистанционное обучение. Возможно, даже слегка превышена значимость этой формы. Но, тем не менее, оно очень распространено сейчас во многих вузах.
В новом университете преподаватели становятся наставниками, а не простыми учителями. Они рассказывают различные истории, приводят массу примеров, таким образом, делают процесс обучения более интерактивным.
Роботы как преподаватели
— У нас есть роботы, которые полностью выполняют некоторые работы. Они формулируют гипотезы, планируют и осуществляют эксперименты. Даже есть такая шутка, что робот может защитить степень PhD. Надеюсь, что такого не произойдет, но, тем не менее, такая вероятность есть. Роботы анализируют данные, решают задачи наряду со студентами, которые обучаются в аспирантуре.
Мы проводили несколько тестов, в которых в качестве преподавателей выступали роботы, искусственный интеллект. В Университете Джорджиа Тех, если я не ошибаюсь, проходил такой эксперимент. И ученые не нашли разницы в качестве образования. Они пришли к выводу: неважно, кто преподает, преподаватель или робот. Очень интересный вывод, вам не кажется?
Поколение центениалов
— Много статей написано о том, чем отличается поколение 2000-х, однако я не со всеми из них согласен. То, с чем я действительно согласен, что для меня является абсолютной правдой — эти люди не хотят делать карьеру. Они не стремятся заработать денег. Они хотят провести как можно больше времени со своей семьей, друзьями, посетить какие-то концерты. Считают, что это гораздо важнее, чем зарабатывание денег. Они рассматривают развитие как нечто более важное, чем получение удовлетворения от своей работы.
Современные молодые люди хотят учиться у тех людей, которые позволяют им развиваться и учат, как развиваться, а не просто говорят, что им делать. Таким образом, будущее образования, я думаю, в первую очередь связано с индивидуализацией, с индивидуальной программой обучения.
Отдельная тема — работа над проектами. Это как игра в компьютер: когда есть определенные уровни и вам надо пройти несколько, чтобы перейти на следующий. Мне кажется, важно посмотреть, каким образом люди ведут себя, когда они играют в компьютерные игры, чтобы понять, как организовать образование, которое будет наиболее эффективным в текущей ситуации.
Важно понимать, что современное поколение изначально нацелено на реализацию конкретного проекта и на создание финального продукта. Только тогда теоретический уровень приобретает смысл.
Преподавание нужно оценить по-новому, посмотреть на эту профессию с другой точки зрения. Что такое преподавание? Отчасти это необходимость быть тренером, наставником для студентов, выстраивать траекторию для студентов, которые в том числе обучаются онлайн через, например, компьютерные игры и так далее.
Дипломы как пережиток прошлого
— Дипломы, как мы видим их сейчас, тоже меняются. Я пять лет обучался в университете, получил степень бакалавра. Эта степень говорит работодателю о том, чем я занимался и какими знаниями обладаю. На текущий момент это достаточно бесполезная информация. Потому что работодателям надо знать, какой я человек. Они хотят нанять определенного человека под определенный функционал. Очень важно на текущий момент, чтобы наши выпускники соответствовали требованиям и чтобы они четко понимали, почему они могут выполнить качественно ту или иную работу.
Сдавать вступительные экзамены, я считаю, абсолютно правильно. Однако у нас слишком много экзаменов на выходе из университета, которые оценивают только уровень знаний, но не то, насколько этот человек подходит к той или иной работе.
— Новый университет — это отсутствие лекций, классных аудиторий, специализаций, кафедр. Зачем нам лекции? Зачем нам аудитории? Зачем кафедры?
Важна предпринимательская среда, в которой студенты смогут самостоятельно выбирать те дисциплины, которые они хотят изучать, но также имеют возможность взаимодействовать с промышленностью… Когда они имеют доступ к различным компаниям, понимают, чем эти компании занимаются. И какие дисциплины для этого нужны, а какие не интересны.
Студенты сами должны нести ответственность за собственное образование. На текущий момент эта ответственность лежит на университетах. И важно, чтобы она была переложена на студентов, потому что это мотивирует их к обучению, выстраиванию собственной индивидуальной траектории обучения.