Образовательный  Макдональдс

Образовательные технологии становятся интересны бизнесу, который не прочь сделать образовательные Макдональдсы и заработать на этом. По прогнозу EdTechXGlobal, мировой рынок образовательных технологий (EdTech) будет расти на 17% в год и к 2020-му достигнет $252 млрд. Инвестиции в эту сферу бьют рекорды: за первые 6 месяцев 2017-го только в США заключено 58 сделок на общую сумму более $887 млн (для сравнения: за весь прошлый год американские образовательные стартапы получили $1 млрд). Оживление и на российском рынке: по оценкам отраслевых аналитиков и игроков, отечественный EdTech прибавляет 17-25% в год. В пятилетней перспективе его ждет рост минимум на 20% год к году.

Какие трудности подстерегают отечественные образовательные стартапы и как их преодолеть. EdTech (от английского Educational technology) — это не только онлайн-обучение, но и новые технологии в образовании. К примеру, технологию дополненной реальности можно использовать на уроках биологии: при наведении камеры на человека или манекен мобильное приложение покажет внутренние органы. Рынок образовательных стартапов начал развиваться в 2012 году, когда Coursera, Udacity и Udemy привлекли свои первые инвестиции. Понимание, что на новом рынке можно зарабатывать, пришло через 3 года, когда LinkedIn купил портал Lynda за $1,5 млрд.

Самыми привлекательными секторами по числу проинвестированных компаний, согласно данным Hackeducation, в прошлом году были обучение программированию, подготовка к экзаменам, кредитование студентов и онлайн-обучение.

Рынок EdTech пока слаб и плохо предсказуем

Российский рынок онлайн-образования и EdTech хоть и перспективен, но пока в стадии раннего развития (если не зарождения). Рассчитывать на быструю и крупную прибыль не приходится. Немногие готовы платить за образование в интернете или за незнакомые технологии в обучении. Основатель Zillion Дмитрий Грин на конференции EdTech Russia 2015 говорил, что доля пиратского контента в российском онлайн-образовании и EdTech достигает 45% (возможно, эта цифра слишком оптимистична).

Но неготовность платить вовсе не означает отсутствие интереса. Как отмечается в совместном аналитическом докладе компаний Coursera, «Открытое образование» и  «Лекториум», в 2016 году в сети обучались 1 млн россиян, а на самом деле — минимум в два раза больше.

С одной стороны, пиратский контент — явление негативное. С другой, его высокая доля говорит об интересе к онлайн-образованию (видимо, растущем). Но бизнесу важен не интерес к продукту, а готовность за него платить. Чтобы извлекать из этого интереса прибыль, стоит, возможно, пересмотреть подход к продвижению и продажам.

Популярные ниши уже заняты

Рынок заполнен очень неравномерно: ниши востребованные и популярные (например, иностранные языки) плотно заняты, в других — пусто. Чтобы «обогнать» тех, кто начал раньше вас, нужны значимые инновации. Например, маркетплейс — новый для рынка образовательных услуг, но при этом испытанный, удобный и выгодный для клиентов.

Еще одна «густонаселенная» сфера — массовые открытые онлайн-курсы (МООК). Самые известные проекты — Coursera, edX, KhanAcademy и другие — по всей видимости, отлично удовлетворяют спрос. Конкурировать с такими гигантами новым площадкам очень сложно.

Выход: Изучить рынок и нишу, в которой вы собираетесь работать, чтобы не выбрать переполненную. Рассмотрите репетиторство по школьным предметам, подготовку к экзаменам, обучение людей с ограниченными возможностями, дошкольное и дополнительное школьное образование — дети знакомятся с технологиями все раньше и теснее. По данным британского ресурса Ribbonfish, уже сейчас 75% детей в возрасте 5–7 лет регулярно используют технологии, чтобы играть в образовательные игры.

Государственное образование не идет на уступки

Мир развивается слишком быстро, и неповоротливое государственное образование не поспевает за изменениями. В разных странах отношения «властей» и EdTech-проектов складываются по-разному. В РФ государство пока больше давит на стартапы, чем помогает в развитии. Яркий пример: ситуация с электронными журналами и дневниками в 2014–15 годы в Москве. На рынке уже существовало несколько коммерческих продуктов, которыми пользовались школы: «ЭлЖур», «Дневник.ру», РУЖЭЛЬ, NetSchool. Затем собственные сервисы для контроля успеваемости поочередно и за счет бюджета выпустили Информационно-аналитический центр департамента образования, Департамент информационных технологий и Департамент образования города Москвы. В итоге один из электронных дневников — не лучший — стал обязательным для всех школ, хотя его качество оставляло желать. Вместо сотрудничества, частных игроков выдавливали с рынка.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *