Преподаватель – долларовый миллионер?

Развитие массовых открытых онлайн-курсов, в которых весь предмет предоставляется в формате онлайн, дает шанс разбогатеть и преподавателям. Так считает гарвардский философ Майкл Сэндел, который  на своем культовом учебном курсе «Справедливость» задает  вопрос для размышления: «Зарплата среднего школьного учителя в США составляет 42 000 долларов в год. Доход популярного телевизионного ведущего Дэвида Леттермана составляет 31 миллион долларов. Это справедливо?» Вопрос направлен на то, чтобы побудить студентов задуматься над знаменитым  «принципом разницы» Джона Ролза.

Если пренебречь этическим аспектом данной проблемы, то главная причина подобной диспропорции заключается в различии между размером аудитории медийных персонажей и обычных учителей. Фильм с участием Кангана Ранаута или Дженнифер Лоуренс увидят миллиарды людей в кинотеатрах и в Интернете. То же самое происходит с Леброном Джеймсом или Виратом Кохли, которые привлекают миллионы зрителей благодаря своим спортивным достижениям, которые транслируются на ТВ и в Интернете.

Бизнес-модель индустрии развлечений построена с использованием эффекта масштаба, что делает людей, которые находятся на вершине, звездами, которые могут требовать за свои услуги любой гонорар. Напротив, местная театральная звезда или хороший шеф-повар не зарабатывают столько же из-за своей «ограниченной доступности».

Учитель ничем не отличается от них и страдает от тех же ограничений. Его аудитория ограничена размерами класса, и он может проявить свои педагогические способности в группе из нескольких учеников. Более широкая аудитория, включая родителей, должна опираться на отзывы своих детей или экзаменационные результаты, чтобы оценить, насколько хорош учитель. Но все мы, в какой-то момент, сталкиваемся с каким-то одним учителем, который может объяснить сложное дифференциальное уравнение или учение Рагхувамсы Калидасы, либо какую-нибудь другую сложную концепцию простыми и понятными для нас терминами.

Здесь на сцену выходят так называемые MOOC. MOOC представляют собой массовые открытые онлайн-курсы, в которых весь предмет предоставляется в формате онлайн. Они могут администрироваться государством, как, например, SWAYAM в Индии, ведущими ВУЗами, как, например, EdX от Гарварда и Массачусетского технологического института, либо частными компаниями, такие как Coursera или Educomp. Такие онлайн-курсы содержат не только обучающий контент, но и предполагают сдачу экзаменов, консультации и обратную связь с преподавателями.

Учитель может охватить миллионную аудиторию с помощью MOOC. Таким образом, выдающийся преподаватель, который объясняет тонкости таких предметов как «Теории машин», или «Органическая химия», или «Фотография», имеет все возможности стать знаменитым. И всемирно известный преподаватель, который может донести суть миллионам студентов, с большей вероятностью будет богатым. Здесь любой преподаватель получает преимущество перед другими учителями, и может требовать более высокую компенсацию. Добавьте к этому рекламу продуктов и услуг, продажу книг и приложений, частные консультации и обучение – «звездный преподаватель» получит весомый чек. Недалеко то время, когда «чокнутый профессор», ведущий курс «Введение в биологии» на SWAYAM, будет одновременно продвигать энергетический напиток!

Поскольку мы разобрались с моральной дилеммой вознаграждения учителя по отношению к звездам телевидения, давайте перейдем к дилемме следующего уровня: кому следует платить больше? Что заставляет нас наблюдать за тем, как кто-то попадает в мяч или делает крутые прыжки на льду? Возможно, чтобы ответить на данный вопрос, нам следует зарегистрироваться на курсы по «когнитивной нейробиологии» и «психологии развития» на массовых онлайн-курсах.

Параллельным трендом является повышение значимости сертификатов как гарантии навыков и знаний по сравнению с просто наличием диплома о высшем образовании. Современные компании ищут конкретные навыки. Многие из них пренебрегают нынешней системой высшего образования. Например, индийским стартапам в настоящее время нужны программисты на Android. Их не волнует вопрос о том, имеет ли кандидат высшее образование в сфере информатики. Любой, у кого есть сертификат о прохождении курсов программирования на Android от платформы онлайн-курсов Udacity, сможет рассчитывать на работу.

Мы вступаем в неопределенную эпоху, не понимая, как будет выглядеть экономика, даже в, скажем, 2030 году. Еще 10 лет назад никто не слышал о программировании в сфере Android. Поэтому то, что сейчас преподается в институтах и университетах, может просто стать невостребованным, потому что будущее неизвестно. Но мы знаем, что все больше и больше рабочих мест автоматизируются и что в будущем конкретные прикладные знания и навыки будут играть более значительную роль, чем то, что мы наблюдаем сегодня. Следовательно, сертификация и преподаватели, предлагающие курсы высокого качества, будут чрезвычайно востребованы. Одновременно мы также вступаем в эпоху постоянного обучения на протяжении всей жизни, что приводит к более высоким затратам времени и средств на образование.

Бренды профессоров больше не будут ассоциироваться с брендами университетов, где они преподают, и, по сути, будут продвигать друг друга. В будущем в большинстве колледжей будет меньше профессоров и больше преподавателей. Ассистенты преподавателей будут предлагать дополнительные занятия и привлекательные улучшения для курсов, которые ведут «учителя-звезды». Ассистент преподавателя будет похож на бейсболиста, играющего в нижних лигах, или на начинающего актера, который мечтает о карьере в Голливуде.

Это может быть шоком для обычного профессора, но именно так современные технологии могут до неузнаваемости изменить рынок образования. Следует иметь в виду, что любой доцент или преподаватель может стать суперзвездой, если он сможет предложить что-то уникальное и способен выделиться на конкурентном рынке онлайн-образования. Поскольку доступ к технологиям доступен всем, а барьеров для входа почти не существует, мы скоро сможем увидеть становление преподавателей-звезд, аналогично тому, как это произошло со звездами YouTube и Instagram. Возьмем пример Кайли Дженнер, которая начала обучать женщин на YouTube как носить макияж, и уже является миллиардером.

Подобные изменения уже происходят. В школах различные приложения и видеоматериалы органично дополняют лекции преподавателей. В институтах и университетах студенты часто пользуются учебными ресурсами в Интернете. Это уже не рынок продавцов, когда немногочисленные образовательные учреждения распределяют учебные места среди студентов. Образование превращается в рынок покупателя, где потребитель является королем — и избалован выбором.

Байю является примером учителя-миллионера. В городе Бангалор он руководил учебно-тренировочным центром IIT. После того как он смог привлечь инвестиции от технологических компаний, компания была замечена Шахрук Ханом и деньги потекли рекой. Себастьян Турн, профессор Стэнфорда, который запустил Udacity, стал миллионером. Так же миллионером стал Салман Хан из Khan Academy. Многие преподаватели из Южной Кореи, которые обучают английскому языку и математике, зарабатывают до 4 миллионов долларов в год. В Индии есть коучинговые центры IIT, которые платят своим ведущим учителям физики и математики миллионы рупий.

Сам Сэндел заслужил репутацию рок-звезды после того, как его курс был бесплатно размещен в Интернете. Он был просто уважаемой фигурой в академических кругах, который читал самый популярный класс у первокурсников в Гарварде, прежде чем стать всемирным явлением. Теперь он собирает многочисленные аудитории в Дели и в Пекине.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *