Учись, студент

В среде старой советской профессуры бытует конспирологическое мнение, что тяжелая ситуация в российской науке и высшем образовании есть результат сговора Горбачева или Ельцина с американцами, которые, в обмен на кредиты, требовали реформировать (развалить) российскую науку и систему образования. Неудивительно, что старые профессора в штыки встречают критику советской науки и высшей школы, ссылаясь на такие достижения, как атомный и космический проекты, приводя имена таких выдающихся ученых и конструкторов, как Сергей Королев, Андрей Туполев, Георгий Лангемак, Петр Капица. Но есть небольшой нюанс. Все эти выдающиеся люди в вузах советской системы не учились. Самый молодой из них, Сергей Королев, поступил в МВТУ в 1926 году и учился еще у старой профессуры.

Система советского высшего образования, сохранившаяся в общих чертах до сих пор, начала создаваться лишь в 1930 году. 11 ноября вышло постановление ЦК ВКП(б) «О работе высших учебных заведений и руководстве высшей школой». Из вузов выгнали чуждых советской власти «царских» профессоров и заменили их «красной профессурой». Тогда же по вузам прокатился и реорганизационный зуд. МВТУ разделили на несколько институтов: авиационный, энергетический, приборостроительный. Несколько позже на отраслевые институты был разделен и Ленинградский политехнический. В результате были разогнаны формировавшиеся десятилетиями научные школы.

Сталинские «эффективные менеджеры» и «красные профессора» выстроили высшую школу по отраслевому принципу, где ВУЗы были фабриками по подготовке специалистов для народного хозяйства с планом по номенклатуре и валу, с гарантированным сбытом (распределением выпускников), со стандартизацией учебных планов и тотальным идеологическим контролем через гипертрофированное внимание к общественным наукам.

Академия наук тоже была превращена в своеобразное министерство с планом по номенклатуре и валовым показателям. Ее бюрократические игры породили такие позорные явления, как лысенковщина, борьба с генетикой и кибернетикой.

Рассказывают, что в 1945 году Сталин вызвал к себе Петра Капицу и предложил создать институт, в котором бы готовили ученых. Видимо, глава советского руководства понимал, что созданная под его руководством система готовить ученых не может. Капица сначала отказался, а потом написал Сталину письмо, в котором изложил в четырех пунктах свое представление о том, как это надо делать:

— тщательный отбор одаренных и склонных к творческой работе представителей молодежи;

— участие в обучении ведущих научных работников в тесном контакте с ними в их творческой обстановке;

— индивидуальный подход к отдельным студентам с целью развития их творческих задатков;

— ведение воспитания с первых же шагов в атмосфере технических исследований и конструктивного творчества с использованием для этого лучших лабораторий страны.

Сталину эти идеи не понравились и он отстранил Капицу от проекта. Однако то, что написал Петр Капица Сталину, легло в основу «системы Физтеха», и его соратники — Иоффе, Ландау, Семенов — такой институт (Московский физико-технический) все-таки создали.

Советская система высшей школы быстро вошла в противоречие с рыночными реформами в России. Однако реформы в самой высшей школе из-за недостатка бюджетных средств ограничились ликвидацией общественных наук и распределения выпускников. Российская отраслевая наука в результате приватизации практически самоликвидировалась, а фундаментальная имела бледный вид. К числу достижений либерализации, да и то сомнительных, можно отнести лишь то, что  амбициозные люди смогли открыть новые коммерческие ВУЗы и кафедры по обучению экономике, бизнесу и юриспруденции и удовлетворить тщеславие членством в новых, народившихся вместе с биржами, академиях.

Низкий уровень зарплат в научных организациях и ВУЗах породил значительную утечку молодых ученых в бизнес и за границу. В результате произошло резкое увеличение среднего возраста сотрудников научных учреждений и высшей школы, что сделало эти организации невосприимчивыми к переменам и неспособными к самостоятельной трансформации и развитию. В этих условиях и началось очередное реформирование науки и высшей  школы сверху.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *