С горечью приходится констатировать, что в пылу модернизации высшего образования гуманитарные предметы исчезают из пространства высшей профессиональной школы. И это уже не старое «Что-то физики в почете, что-то лирики в загоне», а вполне себе выдаваемая за «мировой закон» (мировой тренд) практика российских вузов.
Нет необходимости в бесконечных повторениях нехитрых идей о формировании объемной картины мира, ценностной основы бытия или гуманистической составляющей жизни, за которую ратуют гуманитарии. Как, впрочем, и участия в споре о том, что на самом деле обеспечивает подлинную образованность – не важно кого, врача или инженера – технологические знания или понимание реальности, в которой эти знания применяются.
Гуманитарии на протяжении всей советской и постсоветской истории вынуждены доказывать свою нужность. Как это ни странно, но мы все еще пытаемся учить ПОНИМАНИЮ происходящего, развенчивая одни идеи и конструируя/создавая новые. Вопрос в том, нужно ли этому учить в вузе?
На мой взгляд, только этому и стоит учить. Как бы дорого и бесполезно, с точки зрения прагматического интереса менеджеров от образования, это ни было.
Если, конечно, мы хотим, чтобы технологии, о развитии которых мы так беспокоимся, развивались и были люди, способные их освоить не на уровне простых операций, а на уровне создания и внедрения. А для этого нужна широта горизонта и глубина понимания происходящих в обществе процессов.
Без гуманитарной составляющей образования в ситуации предметно-дисциплинарного подхода, который в нашем образовании никуда не исчез, формирование пресловутого специалиста с набором необходимых soft skills просто невозможно.
Равно, как и в КАЖДОМ проекте, какой бы он сферы ни касался – машиностроения или агротехники – должны участвовать люди с гуманитарным образованием, которые «задают слишком много ненужных вопросов», но видят в жизни не только прагматическую сиюминутную выгоду.
Возможен ли гуманитарный поворот в высшем образовании сегодня? В столичном – видимо, да. Во всех остальных вузах страны – похоже, что нет.
Причина отнюдь не в деньгах (хотя без них никак!). А том, что современное высшее образование – это модель борьбы эгоизмов: сиюминутной выгоды (пусть учебных часов у одних будет больше, чем у других) и меркантилизма (экономии скудных бюджетов) VS государственному подходу и социальной ответственности за своих выпускников и страну.
Вот только первое и второе настолько тесно связаны, что, разделяя их, мы лишаем себя будущего.
Ирина Мурзина