Преподаватель вуза – главный субъект процесса подготовки будущих специалистов, носитель значительного объема неявного знания, которое в силу объективных причин не может быть формализовано. Для полноценного функционирования высшей школы и ее развития необходимы формирование и поддержка реально работающей системы бесперебойного воспроизводства квалифицированных научно-педагогических кадров. Усугубляющаяся проблема старения профессорско-преподавательского состава (ППС) российских университетов, которая не является изолированной от других имеющихся негативных тенденций, порождает угрозу сокращения общего человеческого потенциала страны.
В рамках продолжения научной дискуссии необходимо комплексно, всесторонне обсудить кризисную ситуацию, сложившуюся в области кадровых ресурсов высшего образования России, определить ключевые причины кризиса и обозначить возможности его преодоления.
Методологической основой работы был системный подход, в рамках которого использовались как общенаучные методы (дедукции, индукции, обобщения, сравнительного анализа и др.), так и специальные методы исследования (виды исторического, корреляционно-регрессионного, статистического анализа и др.). Последовательно рассмотрены факторы демографического кризиса российской высшей школы, который выражается: а) в очевидном стремительном старении ППС;
б) оттоке молодых преподавателей в другие сферы занятости;
в) нежелании выпускников магистратуры строить свою карьеру в качестве вузовских работников;
г) падении общего интереса к аспирантуре как традиционной «кузнице» научно-педагогических кадров высшей квалификации;
д) снижении эффективности функционирования института аспирантуры;
е) длительном периоде становления молодых преподавателей и получения ими ученой степени кандидата наук.
Кризис неизбежно усиливается на фоне:
а) наблюдающегося роста численности потенциальных абитуриентов – молодежи в возрасте от 18 до 24 лет;
б) низких доходов начинающих преподавателей, даже в большинстве ведущих вузов;
в) отсутствия системы государственной поддержки и стимулирования начинающих ученых-преподавателей.
Экономические предпосылки к копированию «советского» опыта в плане значительного повышения финансовой привлекательности аспирантуры и перспектив научно-педагогической деятельности в настоящее время отсутствуют – необходимы реализуемые на федеральном уровне меры, учитывающие существующие реалии. В качестве варианта нивелирования проблемы предложена концепция программы «Будущие доценты», которую целесообразно воплощать, организовав продвижение по двум траекториям:
- «студент → ассистент и аспирант → подготовка и защита диссертации → доцент»;
- Исследовательский университет в США – с чем его едят) «практикующий специалист со стажем деятельности, соответствующей профилю кафедры, → старший преподаватель и аспирант → подготовка и защита диссертации → доцент».
Сформулированы и обоснованы новации, призванные обеспечить успешность внедрения программы:
а) субсидирование государством части расходов на участие в ней обучающихся и молодых специалистов;
б) создание целевых «преподавательских» бюджетных мест в аспирантуре;
в) включение в ежегодный мониторинг вузов дополнительного критерия оценки.
Результаты исследования и выдвинутые предложения могут способствовать принятию назревших решений Минобрнауки РФ, а также будут востребованы руководителями системы отечественного высшего образования на национальном и местном уровнях для повышения эффективности деятельности вузов.