22 июня 1909 года императором Николаем II был подписан одобренный Государственным Советом и Государственной Думой Закон об учреждении механического и инженерно-строительного отделений в составе С.-Петербургского политехнического института. Среди машиностроительных специальностей механического отделения была и специальность «Двигатели внутреннего сгорания и автомобили». Таким образом, в этом году подготовке инженеров по автомобильной специальности в Политехе исполнилось 110 лет.
Юбилей отмечен очень скромно, но парадоксально. В этом году в Политехе ликвидированы кафедры, которые трансформированы в высшие школы. Остатки кафедры колесных и гусеничных машин вошли в состав высшей школы транспорта Института машиностроения, материалов и транспорта.
За 110 лет кафедра пережила множество реорганизаций – менялись факультеты, названия, профиль подготовки. Интересно отметить, что выпускники кафедры, проходившие обучение по специальности «Автомобили и тракторы» до войны, оказали большое влияние на развитие отечественного танкостроения. В первую очередь следует назвать таких всемирно известных разработчиков танков и другой военной техники как Духов Николай Леонидович, Кошкин Михаил Ильич, а также Изотов Сергей Петрович — создатель первого серийного танкового газотурбинного двигателя. Подготовка инженеров-танкостроителей по специальности «Гусеничные машины» началась после войны в 1949 году. По оценкам сотрудников кафедры, за время ее существования в Политехе было подготовлено около 3000 специалистов.
Подробней с историей кафедры можно ознакомиться здесь: https://vk.com/isuts — в издательстве СПбПУ вышла брошюра: «Колесные и гусеничные машины в Санкт-Петербургском политехническом университете: 110 лет подготовки специалистов по проектированию наземного транспорта» / Р. Ю. Добрецов, Г. П. Поршнев. – СПб. : ПОЛИТЕХ-ПРЕСС, 2019. – 29 с. ISBN 978-5-7422-6691-4