Российская наука — деньги на ветер

Счетная палата (СП) по итогам проверки заявила, что бюджетные средства остаются основным источником финансирования науки в России. По данным регулятора, около 60−70% общих расходов на исследования и разработки (ИР) обеспечиваются за счет государственных средств. Несмотря на эти вложения научная сфера остается недостаточно продуктивной, а само госфинансирование для науки «токсично», считают в СП.

Согласно докладу экспертов, общие затраты на российскую науку с 2000 года увеличились с 76,7 млрд руб. до 1028,2 млрд руб. Однако по масштабам внутренних затрат на ИР и их доле в ВВП Россия уступает всем ведущим странам, кроме Италии, обращает внимание СП. В пятерку лидеров по расходам на развитие науки в 2019 году вошли США ($511,1 млрд), Китай ($451,2 млрд), Япония ($168,6 млрд), Германия ($118,5 млрд) и Южная Корея ($79,4 млрд). Россия в этом списке заняла лишь десятое место с $39,9 млрд. Причиной тому послужили, в частности, «существенные институциональные барьеры» и неразвитый и несовременный рынок труда в сфере ИР. Кроме того, система управления российской наукой «не формирует собственную научно-технологическую основу» для крупных проектов и реагирования на «большие вызовы», стоящие перед обществом и государством, а также «не выступает драйвером для социально-экономического развития». Как считает СП, ситуацию усугубляет «токсичность» получения госфинансирования. Во-первых, это выражается в том, что бюджетные средства, особенно в рамках гособоронзаказа, распределяют на ИР «неактуальной тематики». Кроме того, деньги получает ограниченное число научно-исследовательских учреждений, в том числе вузов, «не работающих и не имеющих стимулов работать на конкурентном рынке ИР». Помимо этого предъявляются «избыточные требования» к отчетности и процедурами контроля за расходованием средств.

«Это объясняет невостребованность получения государственного финансирования на ИР малого и среднего инновационного бизнеса», — пишут аудиторы.

В числе других причин низкой продуктивности российской науки в СП назвали:

то, что в законодательстве не закреплен комплекс мер господдержки развития науки, а также принципы, на основании которых формируются эти меры

не применяется в полном объеме закрепленный за Российской академией наук механизм экспертизы научных и научно-технических результатов (только в пяти федеральных органах власти утверждены необходимые правовые акты; нужные документы отсутствуют, например, у Минсельхоза и Минздрава);.

отсутствие комплексной системы мониторинга результативности исследовательской деятельности;

отсутствие спроса на результаты научной деятельности со стороны бизнеса;

низкий процент научных публикаций (в 2018 году только 5% российских статей в базе данных Scopus были опубликованы в журналах, входящих в топ-10 по цитируемости);

снижение динамики численности исследователей в возрасте до 29 лет.

 

Для решения ситуации СП предлагает:

 

создать систему мониторинга результативности исследовательской деятельности;

распределить бюджетные средства на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР), учитывая результативность исследователей и данные мониторинга научных учреждений;

увеличить бюджетные расходы на развитие научной инфраструктуры и кадрового потенциала, а также повысить зарплату исследователям;

утвердить федеральную научно-техническую программу развития синхротронных и нейтронных исследований и исследовательской инфраструктуры на 2019−2027 годы;

утвердить характеристики создаваемых и модернизируемых объектов класса «мегасайенс»;

повысить эффективность центров коллективного пользования научным оборудованием и уникальных научных установок;

обеспечить согласованность нацпроектов «Наука», «Образование», «Жилье и городская среда» в части создания научно-образовательных центров мирового уровня, развития городской среды и социальной инфраструктуры для молодых ученых, повышения доступности жилья.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *