Профессор кафедры менеджмента Московского гуманитарного университета, ведет экономические дисциплины с итоговой аттестацией в форме зачета является поклонником — последователем управленческой теории американского ученого Фредерика Тейлора. Он систематизировал параметры работоспособности студентов, разработал и провел педагогический эксперимент на базе работ Ф.Тейлора. В ходе проведения экспериментов американский ученый смог существенно повысить эффективность труда рабочих и выявить, оценить и улучшить работу «первоклассных рабочих».
По сути, студенты готовы и хотят учиться. Но иногда, в силу различных обстоятельств, некоторые теряют мотивацию, интерес и тормозят учебный процесс. Такое поведение заразно, быстро распространяется и негативно сказывается на работоспособности группы. Работоспособность поддается оценке и диагностике. Преподаватели делают такую оценку интуитивно на основе анализа параметров.
Преподавателем предложена гипотеза: можно измерять и изменять работоспособность студентов с помощью системы повышения эффективности Ф. Тейлора.
Для проверки гипотезы проведен эксперимент, участники — студенты выпускных курсов факультета экономики и управления. Задача эксперимента: адаптировать идеи Ф. Тейлора для обучения студентов; измерить работоспособность на основе принципов “первоклассного рабочего”; попробовать изменить работоспособность студентов.
Оптимальное понятие работоспособности для исследования: «Работоспособность — потенциальная возможность индивида выполнять целесообразную деятельность на заданном уровне эффективности в течение определенного времени».
Диагностическая карта выглядит следующим образом.
1. Посещаемость занятий.
2. Внимательность.
3. Выполнение заданий за определенное преподавателем время:
4. Выполнение домашних заданий.
5. Активность.
6. Рефлексия в конце урока по критериям новизны и полезности Томаса Джефферсона.
Данный чек-лист создан на основе авторской методики преподавания и приведен как пример. Сбор информации происходил в течение нескольких семестров. Преподаватель может его адаптировать под форму занятия и предмет. Для анализа результатов исследования преподаватель применил введенное Ф. Тейлором понятие «первоклассного рабочего» для студентов и определил параметры оценки работоспособности «первоклассного студента».
В рамках применения системы Ф. Тейлора, на занятиях выявляются «первоклассные» студенты, которые максимально быстро и качественно выполняют задания. Временные нормы работы над заданиями преподаватель озвучивает.
Наблюдая за первоклассными рабочими, Ф. Тейлор сделал следующие выводы. «Первоклассные рабочие знают, что могут работать больше, чем рядовые, но они редко серьезно задумываются над этим. Автор раз за разом наталкивался на недоверие с их стороны, когда объяснял им после тщательного наблюдения и изучения, как много они способны сделать. Обычно, когда им впервые говорят, что они могут сделать вдвое или втрое более того, что делали раньше, они принимают это за шутку и не хотят верить, что это говорится всерьез».
«Это достигалось наблюдением с секундомером в руке за быстро работающим первоклассным рабочим. Лучший способ для этого, вернее, единственный способ, при котором время может быть точно измерено, — это разделение работы на составные моменты и измерение каждого момента в отдельности».
Данные тезисы подтверждаются в ходе многолетних наблюдений за студентами.
Был проведен хронометраж работы студентов по видам работ для установления и оценки времени выполнения отдельных учебных заданий.
Экспериментально установлена способность некоторых студентов быстро делать новую, непростую работу в 2-3 раза быстрее, чем остальные.
Для создания диагностической карты используется понятие кратчайшего времени по Ф. Тейлору. «Для каждой работы существует кратчайший срок, в который она может быть выполнена первоклассным работником. Этот срок можно назвать "кратчайшим временем” или "нормальным временем” для данной работы. При обычных системах управления это "кратчайшее время” более или менее облечено в туман». Преподаватель предложил группе ознакомиться с параметрами оценки «первоклассного студента», пройти тестирование по диагностической карте онлайн с мгновенной выдачей результата в форме количества баллов. Произошли изменения в поведении группы: студенты запросили дополнительные ссылки на материалы, обсудили показатели и предложили внести изменения, выработали вместе с преподавателем рекомендации по оценке «первоклассных студентов», выявили вероятности и сложности достижения звания.
Таким образом, интуитивные параметры оценки работоспособности студентов удалось привести к «осязаемой» форме и подтвердить экспериментально; увеличилась посещаемость занятий; студенты обучились самодиагностике и заинтересовались званием «первоклассного студента»; включились в процесс тестирования и активизировали работу на уроке; ознакомились с процессом создания и приняли участие в доработке диагностической карты; участие в эксперименте поставило студентам исследовательский навык; увеличилось количество участников в учебной группе во ВК.
Подобно тому, как массовое применение теории Тейлора привело американские предприятия к существенному росту производительности труда, преподаватель применяет принципы Тейлоризма для повышения эффективности учебного процесса и работоспособности студентов.
Использование показателей позволило преподавателю адекватно оценивать работоспособность студентов и загружать их дополнительными заданиями.
По каждому пункту диагностической карты можно проводить работу по улучшению параметров работоспособности. Преподавателем создан каталог методов.
Борисенко Виталий Павлович
Здравствуйте. Прошу разместить корректные ссылки или убрать материал. С уважением автор статьи и технология первоклассного студента-борисенко Виталий Павлович