Целевики пойдут в тираж

Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» предусмотрено установление Правительством России квоты приёма на целевое обучение по образовательным программам высшего образования за счёт федерального бюджета. Комментарий к распоряжению Заместителя Председателя Правительства Татьяны Голиковой:

Мы долго готовили этот документ. Такой документ Правительством Российской Федерации выпускается впервые. Сделан он во исполнение изменений в закон об образовании, которые вступили в силу с 1 января 2019 года. В развитие того, о чём Вы сказали, хочу акцентировать внимание вот на чём. Впервые предоставляется возможность регионам давать свои заявки на целевой приём в высшие учебные заведения в рамках контрольных цифр, и регионы вправе из любого населённого пункта, который у них есть, направлять детей на целевое обучение. Хочу отметить, что особенностью этого первого документа является то, что по программам ординатуры, которые формирует Министерство здравоохранения, квоты установлены в разрезе регионов, на территориях которых могут быть трудоустроены выпускники. Это важно, потому что прямо указаны конкретные территории, и это очень чётко увязано с показателями национального проекта «Здравоохранение» – той его части, которая связана с кадровым обеспечением.

По остальным специальностям и направлениям подготовки квота установлена для трудоустройства на территории любого субъекта, и сейчас регионы и вузы вправе при заключении этих соглашений выверить, куда конкретно направлять соответствующего специалиста. Примечательно, что 100-процентная квота на целевой приём установлена по таким специальностям, как техническая эксплуатация и восстановление электросистем и пилотажных комплексов боевых летательных аппаратов, а также по таким специальностям ординатуры, как токсикология и детская урология и андрология, то есть там чётко 100% – это целевой приём.

Как вы знаете, недавно на медиафоруме с участием Президента поднимался вопрос о том, чтобы увеличивали квоты для жителей сельской местности. Я хочу сказать, что порядок, который мы с вами приняли в феврале, предоставляет именно такие возможности для привлечения ребят, которые проживают на селе, обучаться в рамках целевого приёма. Уже на этапе заключения договора о целевом обучении регион может определить конкретный город или конкретное село, из которого на учёбу будет направлен соответствующий выпускник. Это даёт возможность регионам закреплять в сельской местности и, соответственно, обуславливать возвращение молодого человека после того, как он выучится, на ту территорию, с которой он был направлен на целевое обучение.

При этом хочу обратить внимание, что регионы в свою очередь должны обеспечить качественную подготовку выпускников школ, потому что наличие договора целевого обучения не означает отсутствия конкурса. Конкурс всё равно присутствует среди таких целевиков, как и среди тех, кто был направлен с соответствующей территории.

Как это работает? Вуз из соответствующего объёма контрольных цифр приёма выделяет долю по тем процентам, которые мы установили. Если эта доля не будет выбрана, оставшийся объём может быть отправлен на общий конкурс, то есть эти квоты не пропадут. Если у соответствующего министерства есть необходимость перераспределить между вузами то, что мы установили, то по согласованию с Правительством такое допускается.

В дополнение к этому я бы хотела обратить внимание на одно событие, которое произошло 15 мая: Министерство науки и высшего образования утвердило контрольные цифры приёма уже на 2020/2021 учебный год. Почему на это обращаю внимание? Потому что было поручение Президента, чтобы, утверждая контрольные цифры приёма, мы максимально соответствовали тем кадровым потребностям по нацпроектам, которые имеются или которые появятся в предстоящие годы. Я проводила соответствующее совещание с коллегами из всех министерств, в ведении которых находятся отраслевые вузы, и мы в общем пришли к консенсусу. Мы рассматривали заявки регионов, отраслевых министерств, а также таких государственных корпораций, как «Росатом» и «Роскосмос». Общий объём контрольных цифр приёма составил 509,2 тыс. мест. По уровням образования он распределился следующим образом: по программам бакалавриата и специалитета 57% выпускников школ могут поступать, по программам магистратуры – не менее 20% бакалавров и специалистов.

По сравнению с прошлым годом на 12,8 тыс. мест увеличились объёмы для вузов, расположенных в 43 субъектах. Наибольший прирост получили вузы, которые располагаются на территории Новосибирской области, Республики Башкортостан, Свердловской области и Алтайского края. Также хотела бы обратить внимание, что увеличение произошло по 28 группам направлений. Больше всего – по информатике и вычислительной технике, затем – по образованию и педагогическим наукам, и затем – по клинической медицине. Это чётко соответствует тем приоритетам, которые обозначены как национальные.

Должна ещё сказать, что сократились места по экономике и управлению (больше чем на 3 тыс. мест) и по юриспруденции (на 1 тыс. мест). С учётом целей, которые поставлены национальным проектом «Наука», на 10% увеличилось количество контрольных цифр по аспирантуре, что тоже соответствует идеологии национального проекта «Наука». Смысл самого процесса заключается в следующем. Каждый год Минобрнауки распределяет контрольные цифры приема – это количество бюджетных мест, выделяемых по тем или иным специальностям для того или иного региона. Так в мае оно это сделало для 2020/2021 учебного года. Там учтены потребности для реализации нацпроектов.

А вот как видят проблему целевого набора на местах:

В рамках бюджетных мест выделяется квота (процент) на целевое обучение. Кратко оно является механизмом целенаправленного удовлетворения рынка труда в виде запросов конкретных компаний, органов госвласти или регионов. Физически это договор между абитуриентом и заинтересованной стороной. Благодаря этому целевик участвует в конкурсе только с целевиками, а за это после окончания обучения необходимо отработать 3 года или продолжить обучение. Более подробно мы разбирали изменения ранее.

Теперь Правительство как раз и определило квоту, но уже на грядущий 2019/2020 учебных год. Важно – иногда четко указан перечень регионов, в котором должен быть трудоустроен целевик после окончания обучения. Для многих случаев указаны все или почти все субъекты, в ряде случаев может быть только один.

При этом интересен также объем квоты. Для бакалавриата база – 10%, для магистратуры и аспирантуры – 20%. Как правило, указаны все субъекты федерации как возможное место трудоустройства целевика.

Самое интересно – это специалитет и ординатура. В специалитете остались многие специфические направления – военные, инженерные, технические, в области культуры. Ординатура – это медицина.

Изучим самые интересные случаи.

Великолепная сотка (100% целевого набора):

Специальности — Противодействие техническим разведкам; Техническая эксплуатация и восстановление электросистем и пилотажно-навигационных комплексов боевых летательных аппаратов; Военная журналистика. Понятно, что востребовано это все может быть ОПК и Минобороны.

С ординаторами еще интереснее. Все токсикологи этого года набора уедут на Кузбас. Вся детская урология-андрология уходит в 9 регионов. Психиатрия-наркология доступна только целевикам, но регионов много. Хочешь на бюджет по направлению «Авиационная и космическая медицина»? Изволь работать потом в Москве. Диетологов потребят Чечня, Иркутская область, Москва и Санкт-Петербург. Скорая медицинская помощь приедет только примерно в половину регионов.

В этом перечне есть некий элемент утрирования – ведь речь идет лишь о бюджетных местах. Есть опция учиться платно – потом никаких претензий к выпускнику нет.

Однако, случаи, когда около 100% КЦП (контрольных цифр приема) отданы целевикам, которые могут устроиться только в нескольких или даже одном регионе, все же вызывают вопросы. Понятно, что надо выполнять нацпроекты, а изменить КЦП на этот год уже возможности нет. Но и предложенный механизм все же вызывает вопросы. Ладно про оборонку, там ясно, но чем обоснован значительный монополизм в некоторых медицинских направлениях? Кому выгодно? Региону или конкретному учреждению? Кто лоббист? Везде ли данная ситуация обоснована нацпроектом?

Будем надеяться, что в квоте на 2020/2021 уч.г., а КЦП на него распределялись с учетом потребностей нацпроектов, подобных случаев будет меньше. По крайней мере, одновременной ситуации почти полного поглощения бюджетных мест целевиками с распределением в один или буквально несколько регионов.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *