Проблема нехватки социальных навыков (или, говоря еще шире, soft skills) у молодых специалистов не сходит с уст представителей рекрутинговых агентств и работодателей.
(Прим. редактора: Soft skills — навыки, проявление которых сложно отследить, проверить и наглядно продемонстрировать. К ним относятся навыкам по коммуникациям, работе в команде, управлению временем, менеджменту, проведению презентаций, продажам, лидерству, личному развитию, самомотивации и т. д. Hard skills — технические навыки или навыки, которые можно наглядно продемонстрировать).
Чтобы оценить перспективу, обратимся к опыту более развитых рынков, где влияние социальных навыков в самых разных профессиях смогли оценить через влияние на уровень зарплат на достаточно длительном временном интервале. Так, в США с 1980 по 2012 год зарплаты специалистов, обладающих сочетанием компетенций в области математики и социальных навыков, выросли на 26%, в то время как зарплаты тех, кто силен в математике, но не обладает серьезными социальными навыками, — всего на 5%. Вывод: в выигрыше оказываются те, кто располагает и hard skills, и soft skills.
Персональный контакт чрезвычайно важен в образовании, это, в частности, один из самых важных способов формирования soft skills у студентов в рамках университетских программ. Российским вузам вне зависимости от их масштаба придется учесть это в своем подходе к подготовке молодых кадров, трансформировать под это свою систему взаимодействия со студентами. Необходимо выстраивать систему менторства старших студентов над младшими, создавать условия для прохождения долгосрочных стажировок, чтобы, вернувшись в аудиторию и вспомнив опыт практической работы, студенты могли эффективно воспринять необходимую информацию от лектора, взять самое нужное. Университет Пердью (США) совместно с фондом Гэллопа исследовал 70 тыс. выпускников американских колледжей и выявил шесть наиболее распространенных факторов, которые, по мнению респондентов, оказали положительное влияние на результативность их учебы: способность преподавателя вдохновить, его заинтересованность в развитии студента, наличие у студента ментора, реализация длительного проекта в период обучения, длительная стажировка в реальной организации и яркая студенческая, творческая или общественная деятельность.
Сергей Кадочников, директор НИУ ВШЭ в Петербурге
Вместо них можно включить в расписание будущим юристам обязательный семестровый курс юридического письма и пары, которые развивают soft skills (комплекс неспециализированных надпрофессиональных навыков, которые отвечают за успешное участие в рабочем процессе). Такой вариант предлагает Дмитрий Степанов, партнер ЕПАМ , доцент кафедры гражданского и предпринимательского права ВШЭ . Он подчеркивает, что эти предметы должны быть доступны не только учащимся из МГУ или ВШЭ, но и любому студенту юрфака от Владивостока до Калининграда. Солохин тоже одобряет идею дать возможность будущим юристам самим выбирать интересные им курсы и предметы. По его словам, это будет мотивировать не только студента, но и преподавателя, который постарается читать свой курс так, чтобы учащиеся не шли от него к другому лектору.