На вопросы о современном российском инженерном образовании Центру стратегических разработок отвечает проректор по перспективным проектам СПбПУ, лидер — соруководитель рабочей группы Технет НТИ, научный руководитель ИППТ СПбПУ Алексей Боровков.
— Кого сегодня выпускают российские вузы?
— Российское инженерное образование имеет фактически трехуровневую структуру, то есть представляет собой "пирамиду". Если идти снизу вверх, то это: инженеры по эксплуатации высокотехнологичного оборудования (около 25%), "традиционные" инженеры – конструкторы, расчетчики, технологи, программисты, экономисты (около 70%) и инженеры, обладающие компетенциями мирового уровня для проектирования и создания в кратчайшие сроки глобально конкурентоспособной продукции нового поколения, инженеры нового поколения – суперинженеры, "инженерный спецназ" (около 5%)
— Расскажите подробнее о том, что представляет собой "инженерный спецназ"?
— Это фактически системные инженеры нового поколения, владеющие передовыми наукоемкими мультидисциплинарными и кросс-отраслевыми/кросс-рыночными технологиями, обладающие множеством softskills и т.д. Главное, #ИнженерныйСпецназ способен работать в принципиально новой парадигме проектирования и создания глобально конкурентоспособной высокотехнологичной продукции нового поколения в рамках IV промышленной революции. Этим специалисты обладают мировым уровнем компетенций, который, в свою очередь, значительно выше того, что есть в российской высокотехнологичной промышленности. Именно такой «инженерный спецназ» мы в рамках модели "Университет 4.0" готовим в Институте передовых производственных технологий (ИППТ) СПбПУ
— Какие специалисты сейчас находятся в наиболее уязвимой позиции?
— "Традиционные" инженеры начинают испытывать конкуренцию со стороны инженеров по эксплуатации – высококвалифицированных специалистов сквозных рабочих и инженерных профессий, подготовленных на основе международных стандартов WorldSkills. Именно для второй категории, о которой я говорил выше, в наибольшей степени характерен избыточный выпуск, и именно "традиционные" инженеры уже испытывают конкуренцию со стороны инженеров из Индии.
— Значит, нужно менять систему подготовки российских инженеров. Но если этого не случится?
— Если ситуация в инженерном образовании кардинально не изменится, страна не сможет выпускать конкурентоспособную продукцию, причем даже в ситуации, когда задачи государственного значения будут ставиться целым отраслям и не будет недостатка в финансировании. Не будет кадров, которые смогут решать эти задачи, я бы сказал, не просто инженерные задачи, а промышленные проблемы-вызовы.