Высшее образование озадачивает общество все больше и больше. Уже несколько лет многие работодатели в растерянности: как расценивать новые квалификации выпускников вузов, какими знаниями и навыками обладают или должны обладать бакалавр, специалист, магистр?
«В строительных организациях привыкли, что строительный вуз выпускает специалистов с квалификацией „инженер-строитель“. Выпускник с квалификацией „бакалавр“ также получает диплом о высшем образовании, но работодатели сомневаются, на каких должностях он сможет работать», – сетует проректор по учебной работе Санкт-Петербургского архитектурно-строительного университета Александр Петров. Руководитель отдела персонала компании «Оптоган» Екатерина Аридова заявляет более определенно: «Многие вузы сами не признают выпускников-бакалавров полноценными инженерами. Однако важно все-таки определить, какие должности соответствуют этой степени».
При создании многоуровневой системы обучения министерство пыталось устранить данную неопределенность, введя квалификацию «специалист». В сознании большинства специалисты – современный эквивалент советского инженерного образования. И все захотели готовить специалистов. Однако бюджетную подготовку специалистов российские вузы проводят, в основном, по направлениям, связанным с обороной и безопасностью.
Другой системы аттестации инженеров, кроме вузовской, в России нет. В государствах, где инженерный корпус уже давно формируется на базе бакалавров и магистров, эта задача решается не в вузах, а за счет системы сертификации инженерных квалификаций. «В Германии, Японии, даже в Китае попасть в реестр инженеров можно только по решению профессионального объединения или союза, – подтверждает Владимир Кутузов. – У них свои требования, они разные, но у всех необходимы не только диплом о высшем образовании, но и наличие профессионального опыта».
Поэтому при трудоустройстве в зарубежные компании, совместные предприятия и инжиниринговые центры российским специалистам с высшим образованием, поскольку они не сертифицированы по международным стандартам и не зарегистрированы в международных регистрах, сложно конкурировать. В России мало образовательных программ, аккредитованных по международным стандартам, и это резко ограничивает конкурентоспособность не только отечественных специалистов, но и вузов на мировом рынке образовательных услуг.
Еще один камень преткновения – путаница с самим понятием «инженер». В России традиционно считается, что это специалист в области как техники и технологии, который может заниматься проектированием (Engineering), так и производства (Technology) и даже эксплуатации различных машин и конструкций. Некоторую определенность в этот вопрос вносит большое количество направлений, специальностей и специализаций подготовки, которые и ориентированы на проектирование, производство или эксплуатацию. На Западе подобного разнообразия специальностей нет, поэтому профиль специалиста определяется функциональными обязанностями и образовательные программы в области Engineering и Technology различны.
Однако российские чиновники и в этом вопросе пошли своим путем и издали приказ, в соответствии с которым выпускникам вместе с квалификацией (степенью) «бакалавр», «магистр» или «специалист» присваивается соответствующее специальное звание – «бакалавр-инженер», «магистр-инженер», «специалист-инженер». И нет проблем.