Куда начальники поведут университеты

Начальники

9 октября в Высшей школе экономики состоялось общее собрание членов Ассоциации «Глобальные университеты», в которую входит 21 вуз – участник Проекта 5-100.  В президиуме сидели основные акторы текущих и грядущих перемен: руководитель Рособрнадзора Сергей Кравцов, заместитель председателя Правительства России Татьяна Голикова, ректор НИУ ВШЭ Ярослав Кузьминов и министр науки и высшего образования РФ Михаил Котюков.

По итогам собрания Правительству России представят перечень мер, которые будут способствовать выполнению положений майского указа Президента России. Кроме того, были сформулированы предложения по созданию новой модели аккредитации в высшей школе.

Чего ждут от ведущих университетов?

Задача «пробиться» в мировые рейтинги была поставлена президентом перед вузами еще в 2012 году, и сейчас эта цель в значительной степени достигнута. Но если раньше фокус внимания был сосредоточен на том, чтобы стать видимыми в мире, то сейчас перед ведущими университетами стоят и другие задачи, отметил ректор НИУ ВШЭ Ярослав Кузьминов. Поскольку государство вложило в эту группу вузов значительные инвестиции, и они работают лучше, чем средний российский вуз, теперь они должны способствовать подъему отечественной высшей школы в целом, повышать качество школьного образования, развивать науку и инновации.

Заместитель председателя Правительства России Татьяна Голикова подчеркнула, что на ближайшее десятилетие задача дальнейшего роста международной конкурентоспособности российского образования сохраняется. Нужно расширить наше присутствие в мировых рейтингах, в том числе по тем направлениям, по которым пока не удалось добиться успеха. Для этого будут созданы центры компетенций в таких областях, как сельское хозяйство, транспорт, строительство, биотехнологии, клиническая медицина, урбанистика и архитектура, дизайн и коммуникации. При оценке эффективности работы ученых целесообразно учитывать не только общие базы данных публикаций (Web of Science и Scopus), но и отраслевые базы, а также отраслевые рейтинги, которым мы пока не придавали значения, – сельскохозяйственные, медицинские и другие.

«С помощью ведущих университетов, их кадров, науки, которая там развивается, мы должны внести существенный вклад в кадровое обеспечение нашей экономики», — добавила Татьяна Голикова. С 1 января 2019 года начнется реализация национальных проектов, и сейчас продолжается обсуждение их содержания и объемов финансирования. От представителей Ассоциации «Глобальные университеты» правительство ждет предложений для национальных проектов «Образование» и «Наука».

Татьяна Голикова напомнила, как устроена система аккредитации сегодня. Государственная регламентация образовательной деятельности включает три основных направления – лицензирование, госаккредитацию и государственный контроль.

— Для начала образовательной деятельности необходимо получение лицензии, которая выдаётся бессрочно, и последующий контроль за соблюдением лицензионных требований не осуществляется, – сказала вице-премьер. – В то же время в процессе осуществления образовательной деятельности вуз может принимать разные решения, но эти решения никем не контролируются.

Татьяна Голикова отметила, что государственная аккредитация имеет заявительный характер, является инструментом создания единой системы оценки условий, содержания и результатов деятельности образовательных организаций, которая является обязательной как для государственных, так и негосударственных вузов. При этом начать процедуру аккредитации можно одновременно с началом образовательной деятельности, то есть ещё до получения каких-либо результатов обучения студентов, что не позволяет оценивать качество образования, несмотря на его формальное соответствие образовательным стандартам и программам.

Вице-премьер напомнила, что в случае выявления несоответствия содержания и качества подготовки по имеющим госаккредитацию образовательным программам Рособрнадзор приостанавливает действие аккредитации полностью или в отношении отдельных уровней образования. "Но он принимает это решение в отсутствие критериев качества подготовки обучающихся", – сказала вице-премьер. Она отметила, что это не является критикой в адрес Рособрнадзора, а лишь констатацией сложившейся практики.

Кроме того, в своём выступлении Татьяна Голикова обратила внимание вузов на вопрос обоснованности объёма обучения по заочной форме, который предложила обсудить в рамках рабочей группы. Она сообщила, что, по данным статистики, по итогам 2017 года в РФ обучались 4,225 миллиона студентов, из них 1,73 миллиона – по заочной форме обучения, это практически 40,7% от общего числа студентов. При этом качество образования как по очной, так и по заочной форме должно быть одинаковым.

— Возникает вопрос, для чего такое количество заочников, раз мы понимаем, что качество их образования, наверное, я аккуратно говорю, оставляет желать лучшего, – заметила она.

Татьяна Голикова отметила необходимость обсуждения новой системы оценки качества образования с привлечением госорганов, общественных и профессиональных организаций, направленной в первую очередь на формирование критериев качества образования и мотивации для образовательных организаций в части повышения качества образовательных услуг в отношении образовательных программ.

— Можно было бы сегодня в рамках рабочей группы рассмотреть вопрос о том, чтобы объединить процедуры лицензирования и аккредитации. Понятно, что они разорваны во времени: лицензирование навечно, а сроки действия государственной аккредитации – на 6 или 12 лет в зависимости от образовательных программ. Тем не менее такая постановка вопроса заслуживает обсуждения, тем более что она позволит существенно снизить административную нагрузку и издержки проведения всех контрольных мероприятий, – предложила вице-премьер.

Татьяна Голикова попросила участников рабочей группы максимально оперативно провести работу по формированию концепции пересмотра подходов к аккредитации. После того, как концепция будет согласована на площадке Правительства РФ, можно будет перейти к процедуре ее законодательного и нормативного оформления.

— Что касается аккредитации, действительно пришло время говорить о развитии системы, — согласился руководитель Рособрнадзора Сергей Кравцов, призвав вузы, входящие в Ассоциацию "Глобальные университеты" активней выдвигать своих экспертов для участия в процедурах аккредитации.

Глава Минобрнауки России Михаил Котюков отметил, что проработка новой модели аккредитации требует детальной проработки на площадке рабочей группы. Он также предложил провести апробацию новых подходов к аккредитации с участием ведущих вузов, зарекомендовавших высокое качество своего образования.

Что предлагают ректоры?

Участники общего собрания ассоциации предложили, в частности, разработать программу формирования национальных исследовательских сетей, в основе которой – сотрудничество вузов, имеющих сильные научные школы, с региональными вузами, имеющих задел в том же предметном направлении. Эта программа позволит России войти к 2024 году в топ-5 стран-лидеров по научным исследованиям, как это предусмотрено в майском указе Президента России, считает Ярослав Кузьминов.

В рамках сотрудничества ведущих университетов с региональными также предлагается открывать сетевые образовательные программы. Речь не идет о том, чтобы студенты в регионах переходили на онлайн-курсы, записанные профессорами ведущих университетов. Как подчеркнул Ярослав Кузьминов, вопрос формы в данном случае вторичен: главное – чтобы у вузов развивались сетевые отношения и чтобы головной университет брал на себя ответственность за качество преподавания основных дисциплин.

С 2020 года предлагается выделять гранты вузам и научным институтам, привлекающим на работу ведущих российских и зарубежных ученых с высокими научными результатами, включить ведущие отраслевые университеты в состав исполнителей государственных программ развития отраслей в части прикладных исследований и опытно-конструкторских разработок. Ярослав Кузьминов считает необходимым создавать специальные учебно-научные центры интернатного типа на базе глобальных университетов по модели СУНЦ МГУ, а ректор Дальневосточного федерального университета Никита Анисимов – лицеи при вузах в крупных городах по модели НИУ ВШЭ и МИФИ.

Что будет с аккредитацией?

Участники общего собрания также обсудили перспективы перехода на новую модель аккредитации в высшей школе.

По мнению Татьяны Голиковой, бинарный подход к оценке качества, когда вуз или получает аккредитацию, или не получает, нужно пересмотреть. Ведь очень много претензий предъявляется к качеству экспертов, которые оценивают соответствие вузов установленным требованиям. В том, что среди экспертов оказываются не лучшие представители вузов, есть и вина ректоров, считает заместитель председателя правительства.

Как заявил руководитель Рособрнадзора Сергей Кравцов, в общем образовании единая система оценки качества уже создана, и можно точно сказать, в какой школе учат хорошо, а в какой плохо. В высшем образовании удалось избавиться от некачественных вузов и образовательных программ, но инструменты, позволяющие судить о качестве образования в том или ином вузе, еще предстоит создать. «Мы заинтересованы в совместной работе с Ассоциацией «Глобальные университеты», министерством науки и высшего образования России, региональными вузами, чтобы выстроить новую систему аккредитации и обеспечить качественное образование каждому студенту в каждом вузе», — подчеркнул Сергей Кравцов.

Министр науки и высшего образования РФ Михаил Котюков предложил начать эксперимент по новой модели аккредитации с вузов, которые уже доказали свою состоятельность, а затем перейти к ее масштабированию.

«Считаю, что в условиях глобальной цифровизации от архаичных инструментов контроля нужно постепенно уходить, — сказал он. — Любой университет является генератором большого количества цифровых данных, на их основе нам нужно настраивать систему перманентного мониторинга качества реализации образовательных программ. Государство закупает на рынке определенные услуги и нам нужна система постоянной оценки их качества. Для начала возможен эксперимент в ограниченном кругу организаций, которые доказали свою состоятельность, а в дальнейшем можно говорить о масштабировании».

Предлагается трехуровневая модель аккредитации

Первый уровень – базовая аккредитация, которая выдается и отзывается вместе с лицензией для бакалаврских программ, реализуемых через сетевое взаимодействие с другими вузами. Второй уровень – продвинутая аккредитация, в том числе для магистерских программ, выдаваемая после независимой оценки результатов студентов. Третий уровень, дающий право на аспирантуру, – аккредитация ведущего вуза. Она присваивается по результатам независимого аудита и международной экспертизы; для ее подтверждения вузу необходимо иметь научные школы и присутствовать в глобальных рейтингах.

«Новый механизм позволит сформировать критерии оценки высшего образования, в равной степени понятные абитуриентам, студентам и работодателям, — считает Ярослав Кузьминов. — Кроме того, он создаст стимулы вузам для повышения качества образовательных программ».

А судьи кто?

Рособрнадзору поставили на вид низкий уровень квалификации экспертов, на основании заключений которых ведомство выносит решение о наказании вузов за нарушения федеральных стандартов качества высшего образования. О «многих претензиях» заявила во вторник вице-премьер Татьяна Голикова: она не назвала источник претензий, но ее слова прозвучали сразу после того, как о многочисленных заимствованиях в научных работах экспертов Рособрнадзора заявил «Диссернет» – независимое научное сообщество, которое борется с плагиатом в научных работах чиновников и депутатов. Похоже, это первый случай, когда выводы «Диссернета», пусть и не упоминая его, поддержал госслужащий такого уровня.

Как следует из доклада «Диссернета», половина проверенных экспертов оказалась причастна к защите диссертаций с обширными некорректными и неучтенными заимствованиями. По их данным, эксперты Рособрнадзора оказались даже более склонны к нарушению академических норм, чем российские ученые в целом. «Непрофессионализм и несоблюдение этических норм экспертами Рособрнадзора подрывает доверие к проверкам, проводящимся этой организацией», – считают авторы доклада, регулятор не в состоянии обеспечить должный уровень отбора экспертов и ничего не может поделать с теми, кто себя опорочил.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *