Новое образование за счет цифровизации

Основатель и ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов представил доклад «12 решений для нового образования», который подготовили университет и Центр стратегического развития Алексея Кудрина. Авторы проработали идеи, которые помогут отечественному образованию сократить отставание от европейского в условиях постоянной нехватки денег – при том, что на ее реализацию потребуется 4,5 трлн рублей. Во многом программа строится на цифровизации обучения – от вузов в региональных центрах и столице до начальных школ в деревнях.

Предлагается оставить стипендии только тем студентам, кому реально нужна такая помощь, но их размер сделать не меньше величины прожиточного минимума.

Программа «12 решений» предполагает повышение привлекательности среднего профессионального образования – авторы считают, что надо убирать пренебрежительное отношение к «работе руками», к отношению, что в ПТУ идут те, кого «отбрасывает» «вышка». А для этого надо менять не только школьные уроки и оборудование в таких классах, но и повышать финансирование техникумов. «По статистике, на одного студента колледжа приходится на 20% меньше финансирования, чем на школьника старших классов», – проиллюстрировал Ярослав Кузьминов.

Следующий пункт в повышении качества образования – проект развития и поддержки талантов. В России, считают экономисты, нет системы поддержки талантов после школы, зато есть «утечка мозгов». Нужна грантовая поддержка подающих надежды выпускников и молодых профессионалов, льготные образовательные кредиты для студентов ведущих исследовательских университетов и для тех, кто получает более 80 баллов по ЕГЭ.

Для развития образования требуется система рынка непрерывного образования – в России крайне низок уровень переобучения и повышения квалификации взрослых. Среди прочего предлагается создать Единую национальную электронную платформу, где можно будет найти всего образовательные программы и сервисы трудоустройства.

Что касается непосредственно вузов, то стратегия ВШЭ и Центра стратегического развития – повысить качество обучения в региональных вузах за счет частичного перехода на онлайн обучение. «Преподаватели учат по чужим учебникам, студенты не дураки, перестают ходить на лекции. У нас около 50 % студентов-очников, которые работают фул-тайм. В региональных вузах можно ввести до половины курсов онлайн от ведущих университетов, а высвобожденные деньги направить на создание исследовательских лабораторий», – предлагает ректор ВШЭ.

Кузьминов также предлагает передать региональным вузам инфраструктуру бизнес-инкубаторов и бизнес-парков, «которые насоздавали в каждом регионе, а теперь не знают что с ними делать. В одном таком нашли сборку мебели». На этих площадках студенты должны заниматься своими проектами, поселить учащихся при этом надо в кампусах, чтобы ребята не тратили на дорогу до вуза по два часа в день.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *