Чиновники, управляющие образованием, в первую очередь остаются чиновниками, для которых процесс и контроль над ним важнее результата. Дискуссия между чиновниками и преподавателями о том, что в образовании первично, а что вторично, идет не только в России.
В свое время много критических замечаний вызвала речь Министра образования США Маргарет Спеллингс на состоявшейся встрече по вопросам высшего образования, где она использовала метафору, сказав, что образование по существу сходно с производством. Выпускники средних школ являются сырьем, и высшему образованию необходимо искать более эффективные модели их «обработки». В основе этих утверждений лежит вера в то, что бизнес все делает правильно, а образование не правильно. Кризис в образовании уже подступает, поэтому наступило время преобразовать высшее образование, используя примудрости бизнеса.
Однако вся эта метафора неправильна, утверждал Даниэль Ф. Чамблисс, председатель департамента социологии в колледже Гамильтона и руководитель проекта по оценке образования: " Образование совсем не похоже на бизнес, и особенно непохоже на производство." Вот что он заявил, критикуя неверные посылки министра.
"Если это не измеряется, то это не происходит". Этот лозунг слышен в официальных переговорах и во время неформальных бесед. Поэтому необходимо больше тестов, больше отчетности, больше контроля, как это предлагает министр. И это как будто значительно улучшит обучение в колледжах и университетах. Видимым же результатом этих инициатив будут только горы новых отчетов из колледжей и университетов, предоставленных в федеральные ведомства по вопросам аккредитации. Без формальной оценки, предполагается, никто ничему не научится.
На самом деле в центре обучения человек , пишет Даниэль Ф. Чамблисс. Человек учиться сам, часто даже без участия преподавателя и т.д. Замеры в высшем образовании — это только одна, может не самая важная, проекция сложного, многомерного процесса профессионального образования. А выучить для замеров гораздо проще, чем дать реальное человеческое образование.