Прямой разговор о дистанционном обучении

дистанционное обучение

Конкуренция в глобальном мире приводит к тому, что образование дорожает и люди ищут и находят более дешевую альтернативу в дистанционном обучении. Это позволяет людям быстрее откликаться на тренд учиться всю жизнь и менять специальности. Знания для молодых и благополучных стали одной из главных ценностей.

Идея «вкладывать в себя» соответствует воззрениям поколений Y и Z (рожденным после 1981 года и, в частности, после 1996 года): иметь меньше вещей — больше впечатлений. И новые знания относятся к их числу. Некоторые, уже будучи взрослыми людьми, осваивают новые профессии, буквально «без отрыва от производства» (если работа позволяет), другие «для души» изучают экзотические языки или расширяют знания об искусстве. А заодно — тренируют волю: чтобы пройти любой курс до конца по доброй воле — нужна недюжинная целеустремленность. Особенно если вы взялись учить, допустим, китайский с нуля.

Образовательных платформ — множество: Coursera, «Открытое образование», «Лекториум», «Нетология», «Универсариум», Stepic, edX… У тех, кто владеет в необходимой мере иностранными языками, выбор курсов шире. И выше мотивация: виртуальное образование подразумевает возможность вполне реальных дипломов (при условии сдачи настоящего экзамена по окончании) ведущих зарубежных вузов. Но и российские университеты активно выходят на новое поле деятельности.

Петербургский онлайн

Например, Санкт-Петербургский государственный университет активно стал развивать направление онлайн-образования с 2016 года, и к весенней сессии 2018 года разместит 70 онлайн-курсов (на платформах Coursera, Stepik, «Национальное образование»). По просьбе «Фонтанки», в СПбГУ составили топ-5 курсов, пользовавшихся в 2017 году наибольшим спросом у виртуальных студентов. Самыми популярными оказались «Китайский язык для начинающих» (записалось 24 тысячи человек), «Психология сознания» (18 тысяч человек), «Психолингвистика» (17 тысяч человек), «Латинский язык» (11 тысяч человек) и «Ислам: история, культура, практика» (7 тысяч человек). Сколько из записавшихся прошли весь образовательный путь до конца — в Университете ответить не смогли: многие прослушивают лекции, а итоговый экзамен не сдают. Число получивших сертификаты в вузе не разглашают.

В ИТМО самыми популярными назвали курсы How to win coding competitions: secrets of champions («Как выигрывать конкурсы по программированию: секреты чемпионов» – курс на английском языке), курсы по веб-программированию и разработке веб-приложений, по основам менеджмента, компьютерной инженерной графике, интеллектуальной собственности, информатике и инновационной экономике. На 10 самых популярных записались около 100 тысяч человек. Правда, прошли обучение из них только 15 тысяч, а получили сертификаты, сдав экзамены с идентификацией личности, около тысячи человек — то есть один процент.

А в Политехническом университете в число самых популярных за 2017 год вошли курсы по экономике предприятия и по философии (каждый прослушали около 12 тысяч студентов), физической культуре (11 тысяч), маркетингу (8 тысяч), логистике и концепциям современного естествознания (по 7,5 тысяч студентов). За 2017 год университетом в целом было выдано порядка 4200 сертификатов.

Еще один гигант онлайн-образования — Высшая школа экономики: к концу прошлого учебного года вуз насчитал у себя свыше миллиона онлайн-студентов из 200 стран (70% из записавшихся в 2016 году жили за пределами России, больше трети курсов «Вышки» – англоязычные). Наибольшей популярностью у них пользовались курсы «Структура данных и алгоритмы», «Введение в машинное обучение» и «Теория игр». А наиболее высокие отзывы получили «Эконометрика», «Философия культуры» и «Основы корпоративных финансов».

Что ищут за бугром

Если смотреть, какие курсы числятся наиболее популярными на международной платформе Coursera (а их там свыше тысячи) по итогам 2017 года, то картина будет довольно однозначной — топ занимают курсы по компьютерным наукам и финансам. В частности, в десятку попали «Машинное обучение» и «Введение в математическое мышление» от Стэнфордского университета, «Биткоин и криптовалютные технологии» Принстонского университета, «Программирование для каждого» Университета Мичигана, «Английский для развития карьеры» Университета Пенсильвании, «Нейросети для машинного обучения» Университета Торонто и «Финансовые рынки» Йельского университета.

На платформе провели исследования по предпочтениям в разных странах. Так вот, Россия, как всегда, отличилась: ровно посредине десятки, вслед за двумя курсами по программированию на Python и двумя по основам разработки на С++ идет курс… «Основы поиска дела жизни. Часть 1. Как перестать откладывать дела на потом?»

Получать образование на некоторых платформах можно, зарегистрировавшись через аккаунт в соцсетях, из любой страны. В большинстве случаев образование будет бесплатным — заплатить придется только за экзамен на сертификат. На «Открытом образовании» он обойдется менее чем в 2 тысячи рублей, на иностранных ресурсах — например, 49 долларов – если это, положим, трехнедельный курс Гарварда о «Весне Священной» Игоря Стравинского или дороже — если это полноценная новая и к тому же востребованная специальность. Впрочем, в таком случае уже и самообразование может быть платным: например, получение специализации в области науки о данных в Мичиганском университете обойдется в 2880 рублей в месяц.

Некоторые программы уже выстроены в сотрудничестве с потенциальными работодателями: например, Московский физико-технический институт разместил на Coursera курс по разработке интерфейсов совместный с «Яндексом», а по разработке веб-сервисов — с Mail.ru. Естественно, такие курсы становятся востребованными.

Впрочем, для получения полноценного образования онлайн одного курса недостаточно, даже если речь идет о смежных областях. А вот для повышения квалификации в новых областях — самое то.

«Я прошел несколько онлайн-курсов, ездил в Москву на интенсив и постоянно смотрю на обучающие видео на YouTube, а также читаю профильную литературу, которая входит в списки европейских университетов (так как наши, к сожалению, в моей сфере слишком отсталые)», – делится опытом получения новой специальности анимационного дизайнера Илья. Первую коммерческую работу по новой специальности он смог выполнить спустя полгода. Но в его случае смена профессии не была кардинальной, и значительную часть навыков он уже имел.

Его тезка, вернувшийся путем онлайн-лекций к изучению китайского языка, признается, что даже не подозревал, как приятно ему было вновь встретиться с иероглифами — «как со старыми знакомыми». И, как сейчас говорят, «закрыть гештальт». Завершить начатое когда-то давно – еще одна из причин, по которым люди обращаются к онлайн-образованию. Возможно, прослушав курс «Как перестать откладывать дела на потом».

Алина Циопа

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *