Реформа высшего образования

Как и большинство других институциональных реформ в России, реформа российского высшего образования строилась по зарубежным лекалам. При этом воспроизводились лишь внешние атрибуты зарубежных аналогов – многоуровневая подготовка, разговоры об академической свободе и мобильности, сегментация вузов по форме собственности (казенные, автономные и частные), по уровням подготовки и финансированию (национальное достояние, исследовательские университеты и др.), сравнение ВУЗов по рейтингу. При этом государево око в форме закрытой номенклатуры профилей подготовки, образовательных стандартов, лицензирования, аккредитации, ВАКа, порядка назначения руководителей никуда не исчезло, а лишь усилилось, получив право регулировать численность приема на бюджетные места и  финансирование не по вузовским сметам, а по численности студентов.

И в этот раз не обошлось без реорганизационного зуда. Но вместо разделения ВУЗов теперь стали модными слияния и поглощения. В Санкт-Петербурге Политех уже всосал Радиополитехникум, Завод-ВТУЗ, торговый институт. Макаровка поглотила институт водного транспорта, а ФИНЭК — Инженерно-экономический. В Москве идет аналогичный процесс. При этом в присоединенных учебных заведениях пока мало что, кроме структуры, административного аппарата и бухгалтерии, не меняется.

Советская система организации науки структурно близка к системе германского Общества Макса Планка, которую немцы сейчас заново форматируют, так как она оказалась недостаточно гибкой: во главе института большой директор, под ним научный совет, и они решают, чем должны заниматься сотрудники. Реформа РАН тоже пока ограничилась чисто косметическими и бюрократическими мерами.

Не удивительно, что в этих условиях значительный рост финансирования науки и высшей школы пока приводит лишь к росту численности управленческого аппарата. Отцов очередной реформы это не пугает – они не первые и не последние. Наука и высшая школа тоже не испугались, так как уже адаптировались к напору реформаторов и при любых формальных переменах остаются оазисом социализма. Так и будет до тех пор, пока вместо старых песен — разговоров о реформах и воспроизводстве внешних атрибутов зарубежных аналогов, люди не займутся главным – строительством современной российской науки и высшей школы. Это потребует разобраться не только с формой их существования в других странах, но и с их сущностью.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *