Роль высшего образования в рыночных условиях

Движущей силой перестройки в России были люди с высшим образованием, интеллигенция, рассчитывавшая взять социальный реванш у номенклатуры, торгашей и даже рабочих. Но не зря говорят, что Россия – страна казенная: в результате всех победила бюрократия. Теперь «казенные люди» пришли в высшую школу, на «родовую поляну» интеллигенции, и разбивают там «регулярный парк» по своему усмотрению, лишая прежних обитателей последней радости – свободы в профессиональной деятельности. Неужели теперь придется изучать и учить других не тому, что тебе кажется нужным и интересным, а тому, за что платят деньги? Ужас, ужас, ужас!

Характерно, что интеллигенция уже не протестует против нового общественного строя, но в образовании, которое лет 20 остается оазисом социализма, ничего менять не хочет. А придется. Социализм – дело общественное, и его строительство – забота всего общества, поэтому система образования была такой, чтобы все имели возможность в процессе участвовать. А капитализм – дело частное. Здесь надо прорываться самому, не рассчитывая, что другие налогоплательщики подставят плечо тебе и твоим детям на старте гонки: у них свои дети есть. Так что – потерявши голову, по волосам не плачут.

У советских профессионалов все шаги реформаторов вызывали неприятие и протест. Будь то Болонский процесс с его непонятными бакалаврами и магистрами, или зачисление по результатам ЕГЭ, или ранжирование вузов по новым статусам и управление по рейтингам. Недовольны профессионалы и кажущимся перепроизводством экономистов и юристов. Они забыли, что рыночное мировоззрение в России до недавнего времени по понятным причинам не воспитывалось и в семьях, так как папы с мамами и дедушки с бабушками все как один – родом из социализма. Когда в вузах начали открывать множество новых экономических и юридических кафедр и факультетов, их основатели ориентировались не только на свой административный ресурс, но и на спрос со стороны родителей, среди которых было немало бизнесменов, постигавших рыночную экономику с азов – путем проб и ошибок. И пусть большинство выпускаемых юристов и экономистов – непрофессионалы, но школа, в том числе и высшая, должна решать проблемы не только профессиональной подготовки, но и адаптации новых поколений к изменившимся условиям. И с этой задачей вузы пока справляются лучше, чем средняя школа или современная российская семья.

Правильно говорил мудрый Зебуннисо: «Пока из знаний мудреца мир пользы не извлек, мудрец отличен от глупца всего на волосок». Российской высшей школе пора понять: даже если она по какому-то неизвестному миру рейтингу самая лучшая, все ее доблести остались в прошлом или демонстрируются за рубежами нашей родины. И пока современных достижений не явлено, лучше бы интеллигенция давала свой последний бой не чиновникам от образования, а на поле практического освоения главной мантры рыночной экономики – «Если не можешь продать то, что ты делаешь, делай то, что можешь продать».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *