Высшее образование может пойти коленками назад

С гуманитарным высшим образованием стоит поторопиться. Вот какие мысли витают в головах:

Мобилизационная экономика: государство берёт в свои руки профессиональную подготовку всех уровней. Надо относиться к этому как к важнейшему общегосударственному делу. Готовить нужно тех, кто нужен, а не филолого-политологов. 90% гуманитарных специальностей закрываются или переводятся в статус народных университетов культуры.

Обучение происходит строго за казённый счёт с выплатой стипендии, на которую можно прокормиться. Обязательное распределение после вуза. Принцип: лучше учишься – лучше распределение.

Высшее образование должны получать процентов десять, но это должно быть подлинно высшее образование, направленное на производство новых знаний. Основной массе – среднее специальное образование. Если сейчас стоит задача как можно дольше учить молодёжь, чтобы она не бузила и была вроде как при деле, то при переходе к созидательной экономике, потребуется, напротив, сделать так, чтобы люди начинали работать не в 23 года, а в среднем лет в 20. Это возможно, если люди в своём большинстве будут получать среднее специальное образование.

В Средние века, да и позднее, профессии наследовались. Замкнутые профессиональные корпорации, цеха, отсутствие конкуренции помогало выработке качества труда, той самой умелости. У нашего народа не было этого опыта, потому качество труда было всегда ниже. Наша поневоле торопливая, скомканная индустриализация не выработала массовый тип умелого работника, мастера. Советское руководство это понимало: отсюда все эти «пятилетки качества». Понимать понимало, но до результата не довело, а потом всё и вовсе пошло прахом. Теперь придётся начинать даже не с нуля, а с большого минуса.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *