И это все о нем — об образовании

Публикаций по проблемам высшего образования в современной России достаточно много – от заказных и хвалебных до явно критических. В числе последних есть достаточно интересные исследования профессора Балацкого по академической ренте, открытое письмо преподавателей мехмата Самарского госуниверситета к руководству страны 2011 года и аналогичное письмо профессора Афанасьевой к министру образования и науки 2016 года. В конце концов, имеется сайт «Университетская солидарность», где учителя и преподаватели обсуждают насущные проблемы высшей школы и в целом образования в России. Какой тогда смысл еще в появлении еще одной статьи по этой, казалось бы, набившей оскомину проблематике? Все дело в том, что авторы этих достаточно жестких статей, стремясь достучаться до руководства страны, апеллируют к логике да и просто к здравому смыслу, надеясь что наконец-то будут приняты адекватные решения и ситуация каким-то образом нормализуется. И это ожидание длится уже десятилетия. Хочу сразу ответить – бесполезно! Бесполезно надеяться, бесполезно ожидать и бесполезно апеллировать. Ситуация в высшем образовании аналогична ситуации с запущенной раковой болезнью. По меньшей мере, наивно пытаться вылечить эту болезнь, обращаясь к медицинским светилам, когда она развивается по своим собственным законам и никакие лекарства, никакие паллиативные меры не в состоянии помочь больному, если только не произойдет чудо. Но это уже не из сферы рационального мышления.

 У мыслящего читателя сразу возникнет вопрос – почему, по мнению автора, именно высшее образование выступает в столь неприглядной роли в современной России? Разве другие области социальной жизни не находятся в столь же плачевном состоянии и в той или иной степени инициируют такие же разрушительные процессы? Да, наверное, это так – и экономика страны, и демография, и культура переживают далеко не самые лучшие времена в отечественной истории. Все это верно, но только высшее образование является источником формирования будущей элиты страны и сегодняшние студенты через 10-15 лет, войдя в государственные и корпоративные структуры в качестве, казалось бы, опытных специалистов, экспертов и управленцев, будут в полной мере определять судьбы людей – граждан России и, в конечном счете, всей страны.

Но ведь так, мне могут ответить, было всегда – каждое молодое поколение, приходящее на смену старому, и обладающее новыми знаниями очень часто отрицало опыт отцов. Но если бы это отрицание имело положительное значение, автор не стал бы писать эту статью. Разрыв между поколениями в современной России носит явно нигилистический характер и во многом инициируется извне, как это уже не раз было в российской истории. Достаточно вспомнить княгиню Тенишеву: «А что же случилось с верхами? С так называемыми образованными сословиями? Случилось то, что они дали нам ряд поколений, лишенных патриотизма и презрительно и недоброжелательно относящихся ко всему русскому. Русское общество веками понемногу теряло свое достоинство, стало стыдиться самого себя, и в наши дни у большинства окончательно исчезло сознание русской национальной идеи. Наша интеллигенция, за малым исключением, вышла обезличенной, отрекшейся от всего своего, с чужими, навеянными идеями и напичканная вкривь и вкось утопиями западной материалистической философии, которая у многих ребром легла в спутанных и еще недозревших мозгах». Эти горькие мысли были ею озвучены в эмиграции в двадцатых годах прошлого столетия. Не правда ли, весьма актуально они звучат и сегодня…

Но в Советском Союзе смогли преодолеть эти разрушительные тенденции – более того, высшее образование, невзирая на все убожество идеологических клише, являлось катализатором экономического, культурного, духовного роста общества. Об этом много написано и нет смысла повторять старые истины.

А что же в современной России? Я могу смело утверждать, что высшего образования в традиционном понимании этого термина в современной России нет – оно полностью утратило две свои главные функции: во-первых, социализации, предполагающей подготовку к профессиональной деятельности на основе приобщения к традиционным ценностям и нормам общества; во-вторых, уничтожило необходимые условия для развития интеллектуальных способностей, позволяющих молодым специалистам достаточно быстро включаться в профессиональную деятельность.

Хочу сразу оговориться, что особых заслуг российских либералов в уничтожении высшего образования нет – они просто реализуют некий глобалистский проект (форсайт-проект), в котором России отведена вполне понятная и уже очевидная для каждого мыслящего российского гражданина роль – роль отсталой и периферийной страны, ориентированной в основном только на добычу и экспорт природных ресурсов. И, соответственно, высшее образование должно соответствовать данной роли.

Остановимся на первой и, по нашему мнению, главной функции высшего образования – социализации личности. Априори предполагается, что выпускник вуза должен обладать такими качествами как честность, трудолюбие, пунктуальность, и при этом быть высококультурным человеком, уметь работать в команде и т.д. Еще бы – ведь он будет являться носителем самых высоких смыслов российского общества, то есть, по определению, должен быть примером для остальных граждан и поэтому, как уже говорилось выше, у него имеются все шансы войти в высшую политическую и экономическую элиту страны. Это, конечно, некий труднодостижимый идеал, но тем более прискорбно, что движения в эту сторону нет и в помине. Более того, создается впечатление, что современный российский вуз вольно или невольно ставит своей целью готовить абсолютно циничных, некомпетентных, мало способных к созидательной работе так называемых, с позволения сказать, «профессионалов». И если далеко не все выпускники становятся такими, то в основном не благодаря, а вопреки политике вузов и, безусловно, Министерства образования и науки (с мая 2018 года – Министерства науки и высшего образования России).

 

Естественный вопрос – почему возникла такая ситуация и действительно ли она такая? Могу сразу ответить – да она соответствует реальности. И причины ее возникновения лежат на поверхности.

Среди них первая и самая главная – это то обстоятельство, что деньги «правят бал», то есть они определяют все и вся в современном вузе, как, впрочем, и в современном обществе. Конечно, об этом вслух не говорят, наоборот, вы часто можете услышать нечто прямо противоположное, но не надо обманываться – это так. Причина этого достаточно банальная – образование практически полностью лишилось своих социальных функций, оно превратилось в обычную коммерческую услугу. Благодаря системе нормативно-подушевого финансирования, навязанного глобалистскими структурами, неуспевающие студенты в редких случаях отчисляются из вузов, а количество студентов, обучающихся на коммерческой основе, растет по экспоненте, они желанный контингент в любом вузе, поскольку приносят деньги. Более того, от количества этих студентов прямо зависит и бюджетное финансирование. Автор часто говорил знакомому профессору – что она самый бесполезный и даже вредный человек в вузе, по сравнению со студентом, обучающимся на платной основе, поскольку она забирает деньги, а студент приносит их. А когда деньги в обществе вольно или невольно признаются высшей ценностью, то отношение к профессору и студенту определяется именно этой максимой, а в каких пропорциях – это уже прерогатива каждого отдельно взятого вуза.

Автор: профессор вуза, пожелавший остаться анонимным

Комментарии 1

  • Таким образом, понятия обучение и воспитание являются важнейшими педагогическими категориями, которые позволяют развести взаимосвязанные, но не сводимые друг к другу подсистемы образования как целенаправленного, организованного процесса социализации человека.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *