Кадров для цифровой экономики нет и не будет

Сервис CourseBurg проанализировал популярные на западе темы дополнительного образования и самые востребованные курсы на крупнейших образовательных платформах: Coursera, EdX, Study.com, Udemy и Udacity на частотность англоязычных поисковых запросов в Google.

Абсолютным лидером поисковых запросов оказалась «Математика» и всё с ней связанное: за полтора года с июля 2017 г. по декабрь 2018 г. было сделано около 1 миллиарда запросов. Еще один пиковый запрос связан с «Визуализацией данных» — около 20% от всего многообразия и более 300 миллионов запросов. Это логично, учитывая, что:

-связанные с математикой дисциплины так или иначе необходимы во множестве дисциплин (в том числе и в сфере цифровой экономики);

-во многих сферах сейчас требуется грамотная подача данных, при этом мало кто умеет качественно визуализировать данные.

  Обучение на английском языке, а также акцент на междисциплинарность — две отличительные черты западной системы образования, которые широко практикуются в иностранных ВУЗах, но мало распространены в России.

Подходы к высшему образованию в западных странах и в России также имеют существенные отличия, которые напрямую связаны с ИТ-сферой.

В то время как западная система может похвастаться бакалаврскими программами по «Искусственному интеллекту», «Науке о данных» и «Цифровому маркетингу», отечественные ВУЗы предлагают подобные программы в основном лишь в качестве образовательного трека магистратуры в ведущих университетах. И хотя ВУЗы Москвы и Санкт-Петербурга уже в процессе перестройки, университеты регионов оставляют эти образовательные траектории в лучшем случае в качестве дополнительных курсов.

Неудивительно, что разрыв между западным и российским образованием становится все больше. Из-за этого многие российские студенты уезжают учиться в Европу и США, где затем и остаются работать. Оставшимся молодым специалистам постоянно приходится совершенствовать навыки и углублять знания в своей профессиональной области, поскольку в ВУЗе они этих навыков и знаний не получили. Особенно остро эта проблема стоит в сфере цифровой экономики.

Одновременно с этим рынок цифровой экономики в России нуждается в специалистах. Если программистов еще готовят в столичных ВУЗах, то кафедр, которые готовят тестировщиков, в России единицы. Нехватку кадров в некоторых случаях рынок самостоятельно компенсирует низкоквалифицированными работниками, которые не обладают систематическими знаниями. При этом в рамках национальной программы «Цифровая экономика Россия 2024» правительство за 5 лет планирует подготовить не менее 120 000 специалистов, получивших высшее образование в сфере информационно-телекоммуникационных технологий. На деле же в России существует острая нехватка квалифицированных кадров для цифровой экономики, поскольку ВУЗы не в состоянии подготовить специалистов для этой сферы.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *