Когда управление не двигатель, а тормоз

При переходе от одного уровня управленческой вертикали к другому движение к цели все более и более замедляется. Неэффективность госуправления наглядно описывается механизмом Гансона. Суть механизма Гансона в том, что мотор крутит первую шестерёнку с нормальной скоростью, но передаточное число механизма столь велико, что последняя шестерня совершит полный оборот за несколько триллионов лет. В подтверждение этого факта она вмурована в бетон. Применительно к образованию эта метафора тоже  уместна, но, конечно, отражает далеко не все.

Госуправление в образовании осуществляется посредством всевозможных мониторингов и отчетов. Школы отчитываются перед муниципальными органами, муниципальные — перед региональными, региональные — перед федеральным министерством, федеральное министерство перед правительством и президентом. На высшем этаже иерархии в специфике работы школ уже мало что понимают, туда поступают, в основном, усредненные цифры, средняя температура по больнице. Различия между разными школами в этих цифрах почти не просматриваются.  Однако эти различия имеют значение хотя бы потому, что результат, которого школы достигают, во многом зависит от того, какие дети к ним приходят, из каких семей, какие учителя работают, какое финансирование доступно (начальные условия в этом смысле в различных школах очень разные).

Но искажение не только в этом. Нижестоящие органы управления заинтересованы, чтобы показать себя в отчетах с лучшей стороны. Но если система встает перед необходимостью обновления, изменений и эти изменения начать проводить всерьез, на первых порах положение дел ухудшается. Как реагируют на это разные уровни управления и вся система в целом? Начинают имитировать перемены и производить дутые отчеты об успешном обновлении. А поскольку условия для проведения преобразований не обеспечиваются, до "проведения всерьез" часто и не доходит.

Отдельные островки реальных подвижек все же появляются, но этот опыт не анализируется и информация о нем на верхние уровни не идет, так как общая картина сильно искажена в сторону позитива. Кстати, на больших профессиональных форумах с участием чиновников чувствуется установка говорить про образование исключительно в позитивном ключе (мол, есть отдельные недостатки, но в целом…).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *