Лень и ее роль в образовании

Кажется, я понял, почему любые предложения обновить содержание образования вызывают так много эмоций у педагогического сообщества. Недавно, например, мы обсуждали в сети круглый стол «Управление талантами НТИ» — и получили предложение отправить одного уважаемого эксперта в открытый космос. При этом никто всерьез не отрицает, что наука не стоит на месте, технологии развиваются, и образование всех уровней должно этим изменениям соответствовать.

Моя версия такова: держатели технологической повестки (НТИ, «цифровая экономика» и др.) пытаются проблематизировать тот общественный слой, у которого нет реальных возможностей для личного действия. Школьный педагог – учит, и включиться, к примеру, в кружковое движение НТИ может только в свободное время. В итоге публичные мероприятия, посвященные обновлению содержания образования, не создают сообщество лидеров изменений, а делят педагогов на ретроградов и бунтарей.

Это методологическая ошибка – проблематизировать человека, не имеющего управленческого ресурса: только расстроите его. Но с кем, в таком случае, нужно вести этот диалог? Кажется логичным, что должны существовать какие-то государственные институты, в обязанность которых входит планомерная и быстрая адаптация образовательной системы к требованиям времени. Какой-нибудь Институт обновления образования имени А. и Б. Стругацких должен, как кажется, выпускать регулярно циркуляры:

«Уважаемые учителя предмета «Технология»! Мы ценим ваш многолетний труд и гордимся причастностью к одному с вами делу – делу технологического просвещения молодежи. Сообщаем вам, что по данным Росфорсайта к концу 2024 года на рынке труда существенно повысится спрос на специалистов в области разработки «цифровых двойников» (подробнее с материалами соответствующего форсайта можно ознакомиться в нашем мартовском бюллетене). В связи с этим в 2018 году в 9 и 10 классах на уроках по вашему предмету важно уделить особое внимание технологиям работы в CAD-программах. Соответствующее программное обеспечение уже установлено в компьютерных классах ваших школ, методички направляем в Приложении 1, перечень дистанционных курсов повышения квалификации – в Приложении 2, список профильных олимпиад школьников – в Приложении 3».

Такой подход создавал бы ощущение у педагогического сообщества, что обновление содержания образования – это результат ответственного долгосрочного проектирования, а не прожектерства. И мой прогноз такой: пока института имени А. и Б. Стругацких в России нет – эту позицию будут вынужденно занимать внесистемные игроки: Союз «Ворлдскиллс», «Сириус», Кванториумы и др.  И либо в итоге они превратятся в такой институт (со всеми прелестями масштабирования до 43000 школ), либо размежевание в системе образования достигнет уровня элоев и морлоков.

Дмитрий Земцов

 

Ну что сказать на такое предложение: опять комиссия, создатель. От этого института даже из-под административной палки никогда не дождетесь описанного. Есть вещи, которые надо делать самому. А уж если кто-то сможет сделать так, как написано, то тогда зачем учитель или преподаватель — методичка, онлайн-курс есть, осталось обеспечить мотивацию.

Люди заметили, что здесь снова и опять забывается очень банальное, очевидное, не проговариваемое соображение: реформы будут встречать возражения, если они СРАЗУ ухудшают положение реформируемых (в данном случае — учителей) с неясными (им/нам) перспективами (а "…люди никогда не довольны настоящим и, по опыту, имея мало надежды на будущее…"). Чтобы возражений было минимальное количество — нужно сразу в чём-то улучшить положение учителей (массово). Например, внедряя ЭОС сразу (вот СРАЗУ, а не через 5 лет допиливания) сделать так чтобы после 10 минут обучения человек смог бы работать и какая-то рутинная операция резко упростилась и при этом оплата за неё НЕ УМЕНЬШИЛАСЬ.И осваивать её постепенно, добавляя функционал. Или например чтобы в этом проклятом Директуме СРАЗУ были шаблоны всех служебок с ПРАВИЛЬНЫМИ для организации реквизитами/маршрутами, и чтобы не приходилось вести параллельный но не совпадающий документооборот снизу вврех на бумаге, и чтобы не зависали приказы на месяцы потому что невозможно что-то в нём сделать, и тд и тп.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *