Сегодня в высшем образовании больше всего не хватает практической составляющей, практики. По большому счету, ее нет. В вузах даются знания базового уровня, не имеющие отношения к реальности. Отчасти это связано с тем, что у вузов нет современной дорогостоящей аппаратуры и оборудования, нет людей, которые с ним работают. Бизнес это понимает, принимаем и готов доучивать выпускников. Минимум полгода на то, чтобы доучить выпускника вуза и дать ему практические навыки.
Бизнес в помощь
Одна из возможностей преодолеть этот изъян — создание собственного факультета. В случае самых критичных для компаний специальностей выгоднее вложиться в студентов своим временем и средствами уже сейчас, когда они начинают получать образование, чем доучивать их потом. Эти затраты оказываются сопоставимыми. Можно учить ребят на базе компании, они сразу вникают в курс дела, приобщаются к корпоративной культуре, но при этом остаются студентами. Уже в период обучения они решают практические задачи компании, а не теоретические кейсы.
Еще не хватает высшему образованию кооперации с бизнесом. Сейчас ситуация начинает меняться, но сотрудничество с потенциальными работодателями должно развиваться у каждого вуза наравне с научной деятельностью. Они должны отслеживать, какой процент выпускников работает по специальности и с каким количеством работодателей заключены соглашения, проходят ли студенты практику по специальности, есть ли стажировки в компаниях и действительно ли они осуществляются. Должна быть такая сверхзадача, чтобы у каждого вуза до 90% выпускников работали по специальности, иначе зачем все это нужно?
Существующая государственная система образования в сфере дизайна одежды не готовит специалистов, способных работать. Учебный процесс в определенной степени закостенел, он не интегрирован в современный мир моды. В результате многочисленных укрупнений и слияний вузов сокращаются программы и урезаются часы специальных дисциплин.
Высокий профессионализм, образование и готовые специалисты находятся на расстоянии друг от друга, и болонская система этому способствует. Переход от специалитета к подготовке бакалавров и магистров в дизайне пока не увенчался успехом. Нигде так широко, как в дизайне, не распространена точка зрения, что достаточно закончить бакалавриат, и ты становишься профессионалом. Но бакалавриат — это только половина традиционного высшего образования. Конечно, магистратура, если у преподавателя нет мотивации и амбиций, оборачивается двумя выброшенными годами жизни. Но если все построено правильно, то работает принцип «нельзя научить, можно научиться». И тогда магистратура становится временем практического применения навыков и знаний.
Есть и частная система образования в области дизайна, но она подвержена стяжательству. Люди, затрачивая немного времени и денег, оказывают услуги той части населения, которая мечтает стать дизайнерами. Но, естественно, такое обучение может быть полезным исключительно для общего развития.
Исчезновение отрасли
Основная проблема образования в сфере дизайна кроется в системе аккредитационных показателей. Дизайн входит в перечень инженерных профессий, как это ни странно, но требуется особенный подход, которого нет. Стандарты идут против развития индустрии моды и легкой промышленности в России. Если делать все, как в них прописано, это приведет к исчезновению отрасли. Никто не интересуется у самих профессионалов, каким мы видим стандарт обучения дизайну в области моды.
К сожалению, сейчас дизайнеры не могут повлиять на систему образования — это трудно сделать, даже будучи ректором заведения. Но они могут внести вклад в профессиональное развитие какого-то числа молодых людей, занимаясь преподаванием. С финансовой точки зрения это не очень интересно, но есть другие плюсы: работа с аудиторией мотивирует специалиста проанализировать свою работу, подвести итоги, систематизировать. Это помогает совершить рывок в собственной работе. Для многих дизайнеров ведение курса в том или ином вузе могло бы стать хорошей традицией. А дизайнеры, которые не преподают, могут внести вклад в развитие профессии, делясь знаниями на своих рабочих местах с неопытной, но талантливой молодежью, создавая специалистов. Потом подготовленные мастера разлетаются по другим фирмам, и происходит естественное оздоровление отрасли.