Я сейчас скажу достаточно жестокую вещь.
По-моему, человек не может полностью созреть как личность, если не работает по специальности, указанной в его дипломе. Причём не очень даже важно, была ли эта специальность, это бессонными ночами сессий, мигренью над задачами, сотнями страниц в авральном режиме напечатанных курсовиков купленное образование свободно и осознанно выбранным или человека принесло туда каким-то течением помимо его воли — необратимо формирует специалиста в нём именно оно (кстати, во французском образование так и называется — formation, а не education, как думают наивные). Не сердечная склонность, не занятия в виде хобби, не произвольная самоидентификация, не превратившаяся даже в источник заработка халтура — только многолетнее, системное, аудиторно-лабораторное, через стресс экзаменов пропущенное присутствие в вузовских стенах формирует, а закрепляет форму — профильная и непременно оплаченная трудовая деятельность. Без закрепления формы работой человек, даже вполне честно и добросовестно одипломленный, непременно и довольно-таки скоро расползётся обратно в амёбу.
Разумеется, у каждого анонимного комментатора окажутся под рукой и наготове примеры легендарных автодидактов, которые сами, без всяких вузов и лучше, чем во всяких вузах, выучивали английский, немецкий, венгерский, кантонский диалект китайского и санскрит, а также философию Витгенштейна и Лао Цзы, гомотопическую топологию, квантовую механику, физическую и коллоидную химию и концертную симфонию си-бемоль мажор Бортнянского, — но называть этих сверхлюдей по именам анонимусы скорее всего откажутся, равно как и отвечать на конкретные вопросы о характере трудовой деятельности автодидактов из своих примеров. И, я бы сказала, сказки о знакомых богатырях для потрындеть — это ещё полбеды. Значительно хуже, когда собеседник либо целая группа лиц начинают по-настоящему верить в компетентность самонадутой пустышки и предпочитать её фантазии и псевдонаучный бред скучному бубнежу дипломированного и опытного специалиста. Когда размывается понятие о жёсткой профессиональной форме, когда социо-профессиональная структура расплывается невнятным киселём.
Всё это, конечно, не означает, что исключений не бывает. Бывают. Писателем, например, может быть каждый талантливый человек. И интеллектуальную форму можно поддерживать интенсивным чтением. Ещё реже, но встречаются люди, овладевающие самостоятельно университетской программой в пределах пяти курсов естественно-научного факультета. Но нужно понимать, что таких людей — крайне, исчезающе мало. Нельзя, из соображений элементарной информационной гигиены нельзя верить заявляющим о себе как об автодидактах на слово. На диплом нужно смотреть и на место работы, если хочется оценить степень правомерности притязаний человека на экспертность. А ничем конкретным не подкреплённому самопозиционированию верить лишь в самых исключительных случаях.
Галина Гужвина