Преподаватели устали от профессии

32% преподавателей хотели бы сменить работу, причем подавляющее большинство (90%) из них готово перейти на работу, не связанную с преподаванием.

Эти результаты уже не настораживают, они пугают. Массовый исход молодых преподавателей из высшей школы наблюдался в середине прошлого десятилетия, в результате средний возраст ППС в разных вузах колеблется сейчас  где-то около отметки в 50 лет или даже уже перевалил через неё. Другими словами, в университетских аудиториях работают большей частью не молодые люди, которые только ищут профессию для себя или себя в профессии, а опытные педагоги, прошедшие аспирантуры, защиты диссертаций, имеющие ученые звания. Так вот практически каждый третий из них хотел бы сегодня кардинально поменять свою трудовую жизнь.

Причины, как обычно, всем известны:

•  недостаточный уровень дохода (кстати, в этом опросе в части дохода преподаватели разделились практически поровну – 52% в той или иной степени удовлетворены своим доходом, а 48% — нет);

•  зашкаливающая в последние годы учебная нагрузка;

•  снижение престижа профессии;

•  необходимость работы с нерадивыми студентами из-за пресловутого подушевого финансирования, когда тех, кто не желает учиться, невозможно отчислить;

•  неуверенность в завтрашнем дне из-за краткосрочных трудовых контрактов;

•  растущие требования к публикационной активности в условиях загруженности учебной работой.

В то же время в наибольшей степени удовлетворены своей работой сотрудники вузов, имеющие значимые административные должности: ректоры и проректоры (76 – 80%), деканы и их заместители (76%), заведующие кафедрами, сотрудники администрации, руководители подразделений.

Разумеется, далеко не все из тех, кто сегодня заявил об этом, покинут вузы – кто-то просто не решится уйти, кто-то не сможет найти другую работу, не имея необходимых компетенций. Большинство останется и продолжит заниматься делом, которое ужасно хочется бросить. А это очень плохо и для педагогов, и – самое главное – для студентов.

Кстати, среди преимуществ в вузовской работе участники опроса, в первую очередь, отметили нематериальные: возможность работы с молодежью (63%), интересное профессиональное окружение (39%), возможность приносить пользу обществу (32%), возможность заниматься научной деятельностью (32%).

Раньше в числе плюсов всегда называли двухмесячный летний отпуск и отсутствие рабочего дня «от звонка до звонка», теперь, видимо, это не столь актуально.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *