Старые «песни о главном» никто не слушает

В Москве жалобы профессуры и ректоров никто уже не слушает. Однако старые "песни о главном" популярны. Вот характерный пример — доктор экономических наук, профессор, ректор Иркутского университета с двадцатисемилетним стажем Михаил Винокуров поделился своим мнением о высшем образовании.

Иркутское образование нельзя отделять от общероссийского. Что скажут в Москве – то и будет в Иркутске. Что нужно нашему образованию? Во-первых, это автономия университетов. Без автономии мы никогда не поднимемся. Что значит автономия? Вуз должен сам планировать свою жизнь, сам организовывать учебный процесс, сам привлекать финансы, сам формировать учебный план. Есть у нас, допустим, большое государство, и нам надо сохранять федеральный компонент максимум тридцать процентов, а все остальное вуз должен решать самостоятельно. Сейчас же вуз настолько лишен самостоятельности, поэтому говорить о развитии вуза в Иркутске смысла нет, московский чиновник перечеркнул автономность.

Второе – это внутривузовская демократия. А для чего нужна демократия? Это выборность. Чем больше выборность, тем больше талантливых преподавателей и студентов. У нас формальная демократия в вузе. Ректор, по существу, назначается. В Красноярске был ректором академик, а сейчас взяли и назначили кандидата наук, он еще мало чего знает, ему нужно пять лет побыть в «шкуре ректора», чтобы понять, что и как происходит.

У нас формальный выбор профессоров, на одно место — одно заявление. В американских вузах меньше 15 заявлений на место профессора нет. Все кандидаты представляют свой проект, вплоть до конспектов. Когда мы создали в свое время Русско-французский факультет с Ниццей, много работали с французами, и я смотрел, как там избирают профессора. На профессора подают заявления со всей Франции. Как правило, побеждает не из Ниццы, а с востока Франции, например. Почему такой конкурс? Престижность! У нас же одно место на кафедре есть, объявили конкурс и «дядя Ваня», который работал, он уже трем поколениям лекции читает и еще будет читать. Смены-то нет.

Третье – финансовая составляющая. У нас вузы довели до состояния хуже школы. Всем правят чиновники. Вузу необходимо дать финансовую самостоятельность. Есть бюджетное финансирование, оно сначала из министерства финансов попадает в министерство высшей школы и образования. Минобр «фильтрует» эти деньги, половина сразу остается у московских вузов, вторая половина — остальным вузам, и из этих еще половину высчитывают для централизованных каких-нибудь проектов. Это я про бюджетные деньги говорю.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *