Целевое обучение: хорошо забытое старое?

В Госдуме состоялось заседание Комитета по образованию и науке, на котором депутаты обсудили и проголосовали за поправки в проект ФЗ "О внесении изменений в Закон "Об образовании" в части совершенствования целевого обучения".

В основном докладе, член Комитета по образованию Гаджимет Сафаралиев проинформировал всех присутствующих, что на заседаниях Экспертного совета при Комитете с участием представителей профильного министерства проведена большая работа над законопроектом. Депутат резюмировал, что Закон, в случае его принятия, снизит коррупционную составляющую и расширит возможности выбора для абитуриентов.

Поправки, рекомендуемые профильным Комитетом Госдумы, предусматривают возможность включения в качестве стороны договора работодателя. Договор может быть не только двусторонний: студент-вуз, но и трёхсторонний: студент-вуз-заказчик. Также предусмотрена возможность предоставления права образовательным организациям, например, осуществляющим подготовку врачей и провизоров выступать заказчиком целевого обучения для поддержания кадрового состава собственных баз, входящих в структуру таких вузов. Кроме того, поправками предусмотрена возможность зачисления абитуриентов, заключивших договор о целевом обучении по программам среднего профессионального образования.

Некоторые из заявленных поправок депутаты отклонили. Так, например, депутат Александр Василенко предложил в статье 1, пункт 4: слова "трёх лет" заменить словами "установленного договором о целевом обучении срока". Гаджимет Сафаралиев отметил, что это противоречит концепции законопроекта. Договором целевого обучения может быть установлена обязанность гражданина по осуществлению трудовой деятельности в течение срока, превышающего три года. Поскольку в статье 56 ФЗ "Об образовании в РФ" в редакции законопроекта в качестве обязанности гражданина указано осуществление им трудовой деятельности НЕ МЕНЕЕ ТРЁХ ЛЕТ. В случае осуществления гражданином трудовой деятельности менее трёх лет к нему будут применяться штрафные санкции. То есть, придётся вернуть деньги предприятию, потраченные на подготовку специалиста.

Законопроект предусматривает ответственность заказчика целевого обучения за нетрудоустройство выпускника. Предполагается, что ответственность заказчика целевого обучения за нетрудоустройство будет устанавливаться не в двукратном размере мер социальной поддержки, как это предусмотрено сейчас, (ч. 7 ст. 56 закона "Об образовании"), а в сумме, равной трехкратной величине среднемесячной начисленной заработной платы в субъекте Федерации, на территории которого должен был быть трудоустроен гражданин в соответствии с договором о целевом обучении. Такой расчет компенсации представляется Правительству более целесообразным, учитывая большую вариативность мер социальной поддержки и возникновение ответственности именно в отношении вопросов трудоустройства.

Законопроект направлен на совершенствование механизмов целевого обучения по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования и установление особенностей приема на целевое обучение по образовательным программам высшего образования.

Опасения в отношении закона прозвучали от депутата Алёны Аршиновой. "Необходимо уточнить право студентов на изменение специальности из-за невозможности получения образования, например, из-за отзыва лицензии у вуза" -подчеркнула парламентарий.

Заместитель министра просвещения Павел Зенькович уточнил: "Целевой прием прописан в действующем Законе "Об образовании", и практика показывает, что все стороны заключаемого договора устраивает такое сотрудничество. Предприятиям из-за возрастающей конкуренции выгодно привлекать на работу лучших выпускников и готовить кадры под свои нужды, поэтому меры социальной поддержки, предоставляемые гражданину в период обучения, берут на себя предприятия и корпорации, в дальнейшем предоставляющие рабочие места". Замминистра заверил, что будет подготовлен максимально исчерпывающий перечень причин из-за чего договор можно будет расторгнуть, но при этом он не будет беспредельно широким, чтобы не появилась возможность злоупотребления.

Подвёл итог мероприятию первый заместитель председателя Комитета по образованию и науке Геннадий Онищенко: "Речь идёт о реинкарнации — по существу советской системы распределения для тех, кто обучался за государственные деньги ".

С одной стороны — выпускник будет нести ответственность за исполнение договора и обязан будет отработать по распределению не менее трёх лет, или вернуть потраченные на его образование средства. С другой стороны — это обязывает работодателя предоставить рабочее место, что тоже даёт определённую защиту нашим молодым специалистам и решает проблему трудоустройства.

Комитет Госдумы по образованию и науке рекомендовал нижней палате парламента принять во втором чтении правительственный законопроект о совершенствовании механизма целевого обучения.

P.S. Практика использования целевых направлений идёт ещё со времен Советского Союза. Смысл такого направления заключается в следующем: поступающий, выбирая определенную профессию, обращается в организацию (предприятие), которое предоставляет ему гарантию трудоустройства и документ направляющий на обучение. Он и называется целевым направлением. Отметим, что целевой прием – это не поступление вне конкурса. Абитуриенты, которых предварительно отобрали предприятия, поступают на специальности в рамках целевого приема по конкурсу. Когда абитуриенты подают документы на поступление, требования к минимальным баллам точно такие же, как и у поступающих по общему конкурсу . На некоторых востребованных специальностях минимальные баллы держатся на очень высокой планке. Поэтому не стоит относиться к целевому приему, как к "лазейке" для слабых выпускников.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *