В высшей школе надо поменять не только мебель, но и содержание

Уже не один год в России идут идейные бои за выбор направления реформирования  высшего образования. Результатом этих боев, и это не странно, стала деградация  высшей школы и падение престижа высшего образования. Самое время задаться традиционными для России  вопросами – Кто виноват? и Что делать?  

Лидерство в модерировании реформ захватили либералы, взявшие за основу американскую систему. Именно оттуда родом и ЕГЭ, и многоуровневая система, и укрупнение специальностей, кафедр и университетов, и академическая мобильность, и попытки индивидуализации учебных планов и траекторий обучения.  Реформаторы насаждают свои взгляды в подчиненных университетах за счет использования административного ресурса, расстановки лояльных своим идеям ректоров.

Однако большинство  преподавателей в университетах, в силу свойственного возрасту консерватизма, хотя и приняли «позу подчинения», саботируют если не букву, то дух изменений. В результате при формальной реализации многочисленных изменений содержание обучения остается неизменным.

Один неглупый человек как-то сказал, что в мире реализуются лишь две системы обучения в высшей школе – германская и англосаксонская. Про германскую систему образно, хотя и не без ехидства, сказал Мефистофель в Фаусте Гете: «Профессору смотрите в рот, и повторяйте, что он врет». Англосаксонская модель более либеральна и в пределе хорошо описывается русской сказочной формулой: «Иди туда, не знаю куда, найди то, не знаю что» — обучаемым сообщаются только общие сведения для прокладки маршрута к конкретным знаниям.

Интересно отметить, что это разделение систем обучения находит отражение в отношении к «формальному образованию».  Исследование Pearson Global Learner Survey, проведенное The Harris Poll, показало, что «формальное образование» считается наиболее важным в странах с германской системой  —  Южной Африке, Бразилии, Китае, Южной Америке и Европе (79 и более процентов опрошенных респондентов). А вот в Великобритании, США, Австралии, Канаде и Индии оно менее значимо.

Российская система высшего образования в силу многовековых связей с Германией вплоть до конца советских времен была построена на  передаче знаний с поправкой на некоторые особенности, характерные для гумбольдтовской модели университета. И вот теперь реформаторы пытаются сделать строгому германскому дереву высшей школы либеральную американизированную прививку. Это все равно, что скрестить ужа с ежом – ничего, кроме метра колючей проволоки, не получится.  Не получается ничего хорошего и у реформаторов высшей школы.

Придется реформаторам или заняться, наконец, главным — трансформацией содержания обучения в соответствии с выбранной системой, или ждать, когда произойдет естественное обновление преподавательского состава, на смену которому из-за деградации высшего образования придут люди с квалификацией, недостаточной для реализации германской системы обучения, и либеральная американская система обучения будет реализована естественным образом.   

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *