Вузы доживают последние дни

Грязневич

Обозреватель РБК Петербург Владимир Грязневич считает, что необходимо радикально перестроить саму систему образования в российских вузах. Если этого в ближайшее время не произойдет, то вузовское образование будет заменено альтернативной системой, которую выстраивает бизнес.

Мало и не так

Компаниям остро не хватает молодых специалистов с современными компетенциями, причем, не только по IT, но и по инженерным специальностям. А не хватает, прежде всего, потому, что само количество таких студентов в вузах в разы меньше, чем нужно современной российской экономике. Сейчас планы набора абитуриентов в вузах неадекватны спросу — как впрочем и желаниям самих абитуриентов. Конкурс на актуальные специальности доходит до 20 человек на место, а то и больше — и это с учетом платных мест, которых в некоторых государственных вузах в разы больше, чем бюджетных. При этом плата за обучение огромная — примерно от 30 тыс. руб. до 200 тыс. руб. за семестр. То есть, и молодежь хочет учиться, и бизнес хочет, чтобы их научили — но вузовская система препятствует гармонизации спроса и предложения. Вместо этого, она плодит безработных — например, актеров, которых явный переизбыток, если судить по зарплатам выпускников (8 — 20 тыс. руб.) и большим проблемам с трудоустройством (мой знакомый молодой актер вынужден был уехать из-за этого из Петербурга в Новгород).

Нехватка студентов по актуальным специальностям довела бизнес до того, что он начал предлагать им работу уже начиная со второго курса. Но такой выход не оптимален, потому что, как и при любом дефиците, потребители (работодатели) хватают все, что есть, не имея возможности отбирать наиболее качественное. Студенты это понимают и потому не слишком стараются учиться, будучи уверены, что их и так трудоустроят. Что правда.

Между тем, учиться студенты должны, потому что объективные требования к квалификациям при нынешнем темпе технологического прогресса все время растут. При этом работодатели жалуются на неадекватность качества вузовского образования потребностям рынка (есть, конечно, редкие исключения). По словам студентов, которых со второго или третьего курсов бизнес начинает привлекать на свои проекты, основной дефект их подготовки — недостаток базовых знаний, затрудняющих им освоение конкретных технологий и программ, необходимых для выполнения заказов компаний.

Откровенная халтура

Проблемы вузов обусловлены, на мой взгляд, не только устаревшими и неадекватными рынку правилами и стандартами Минобразования, на которые любят ссылаться сами вузы, но также негибкостью, косностью, а то и просто плохой организацией образования. Так, в одном из весьма престижных университетов Петербурга от студентов первого и второго курсов IT-специальности требуют писать методическую работу по физкультуре на 20 страниц. Там вообще преподают целый ряд необязательных для основной специальности предметов. Студенты видят причины, с одной стороны, в консерватизме ректора с «советским» менталитетом, с другой стороны — в его желании «подкормить» своих старых друзей-преподавателей. В то же время на профильные предметы, по мнению студентов, учебных часов выделяют недостаточно, учат плохо (из-за низкой квалификации преподавателей), а некоторые полезные предметы не преподают вовсе. Доходит до того, что наиболее мотивированные студенты сами, по собственной инициативе, параллельно учатся на платных частных курсах, где получают знания и навыки, необходимые для профильной специальности.

В другом, тоже престижном петербургском вузе один профессор, относительно молодой доктор наук по инновационной специальности, пожаловался: «Перед началом учебного года меня вызвали и сказали — ты прочитай пару каких-нибудь спецкурсов по своей специальности. Я спросил — по каким направлениям? Мне ответили — выбери сам. Из чего я заключил, что никакой системы в подготовке студентов у нас нет. Когда начал читать, оказалось, что студенты не знают базовых вещей. Пришлось мою заумь сворачивать и читать базовый курс».

Компании — вместо вузов?

В такой ситуации бизнес, устав ждать от государства адекватной реформы вузов, стал ускоренным темпом выстраивать альтернативную систему образования. Многие более ли менее крупные компании начали создавать собственные центры обучения — корпоративные университеты, летние школы и т.д. Так компания ЦРТ создала летнюю школу машинного обучения STC ML School. Программа этой школы состоит из 16 часов лекций и 40 часов практики по теме аудиовизуального распознавания эмоций. Подобных программ пока нет в вузах, а запрос бизнеса велик. Корпоративный университет создал, например, «Сбербанк», как впрочем и другие крупные компании. Как показывают опросы работодателей, дипломы корпоративных университетов ценятся ими, как правило, выше вузовских.

В то же время такая система не вполне соответствует критериям классического корпоративного образования — это скорее вынужденное замещение государственного высшего образования. Бизнес, судя по выступлениям участников круглого стола, осознает, что преподавание — это, вообще-то, особая профессия, требующая специальных навыков и способностей. Кроме того, сегодня любая профессиональная область требует междисциплинарных навыков, которые редко встречаются у узких специалистов, например «чистых» программистов. Да и организовать полноценную образовательную систему — это не то же самое, что наладить эффективную работу коммерческой компании. Нужны профессионалы из системы образования.

По этим причинам многие компании не пытаются «изобретать велосипед», а предпочитают сотрудничать с вузами, реализуя совместные проекты подготовки студентов. Например, «Яндекс», начав с создания собственной школы анализа данных, потом пошел по пути реализации образовательных проектов в партнерстве с университетами. Так, пять лет назад «Яндекс» вместе с ВШЭ создал собственный факультет компьютерных наук, а сейчас вместе с СПбГУ запускает образовательную программу в бакалавриате, участвуя в проекте как содержательно, так и финансово. Таким образом бизнес создает по-сути систему образования, альтернативную даже не столько вузовской (вузы сотрудничают с компаниями), сколько государственной, то есть, регулируемой Министерством образования.

Счетчик включен

Судя по набирающей силу тенденции, российские вузы может в самое ближайшее время постичь участь французской Сорбонны, которая из некогда очень престижного вуза превратилась по многим специальностям в «богадельню», дипломы которой работодатели уже не воспринимают всерьез, предпочитая брать на работу выпускников Эколь Политекник / Эколь Нормаль Сюперьёр (ENS) или различных Гранд Эколь.

Чтобы этого избежать, российские вузы должны провести две основные реформы. Одну — для радикального повышения качества базовой подготовки студентов. Требования к такой базе должны быть детально проработаны представителями бизнеса совместно с авторитетными вузовскими профессорами. А чтобы вузы эти требования выполняли, должны быть выработаны четкие и жесткие критерии оценки, в соответствии с которыми должна проводиться регулярная аттестация вузов. Нынешнюю систему критериев при аттестации следует переделать так, чтобы главным стал критерий качества базовой подготовки, «вес» которого должен превышать 50%. Важно, чтобы в такой аттестации ключевую роль играло не Министерство образования, а работодатели, например, в виде особых квалификационных комиссий. И вузы, не соответствующие этим критериям, должны без жалости расформировываться.

Вторая реформа должна обеспечить необходимое экономике количество студентов по каждой актуальной специальности. Для этого придется переделать планы приема в вузы — количество бюджетных мест по дефицитным специальностям должно возрасти в разы. И тут решающее слово тоже должен сказать бизнес. Если государство не найдет на это дополнительные средства, а продолжит тратить миллиарды на помпезные игрушки и войны, их найдет бизнес. Но это будет означать крах вузовского образования. И счетчик уже включен.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *