Американский образ знаний

В самой богатой стране мира – США, и высшее образование строится на деньгах. Бюджеты двух американских университетов: Harvard University и University of Texas System, в 2014 году составили в сумме 61,3 млрд долларов, что превышало  весь консолидированный бюджет РФ на образование  — 60,7 млрд долларов (3037 млрд рублей).

В XIX веке во время становления высшей школы американские университеты немало позаимствовали у европейских университетов, хотя уже тогда отличались более четкой практической ориентацией.  В последствии, как образно сформулировал Зигмунт Бауман, в США «высшее образование было выставлено на фондовой бирже и его исключительные свойства были перерегулированы и приватизированы». В результате современные американская модель университета известна в двух вариантах: «предпринимательский университет» и «исследовательский университет мирового класса».

Университет предпринимательского типа, пишет американский педагог и исследователь Бертон Кларк, функционирует за счет многоканального финансирования, обеспечиваемого самостоятельным поиском источников средств в рамках правового поля. Он вынужден постоянно инициировать всё новые и новые виды деятельности, трансформировать внутреннюю среду и модифицировать взаимодействия с внешней средой. Наиболее успешные университеты такого типа, как правило, являются соучредителями новых компаний – стартапов, и ориентируются, прежде всего, на прикладные исследования и производство инноваций. Они отличаются от коммерческих предприятий тем, что целью здесь является не максимизация прибыли, а получение средств, необходимых для их дальнейшего развития. Исследовательские университеты мирового класса основаны на принципах превосходства или совершенства во всем: качестве и результатах исследований, уровне подготовки своих абитуриентов и студентов, квалификации преподавателей, размерах привлекаемых финансовых средств. Все это является предметом конкуренции глобального масштаба. На практике два обозначенных варианта могут слиться в одну модель, чтобы в результате получился, например, Стэнфордский университет, не один год занимающий первую позицию в мировом рейтинге QS World University Rankings.

В любом случае американский университет — это бизнес-предприятие, крупный налогоплательщик, часто основная коммуникационная площадка в городе, культурный и спортивный центр. Его целью является постоянное увеличение бюджета. Примерно треть бюджета университета — это деньги штата или федерального правительства, ещё по трети составляют плата студентов за учёбу и гранты. Правительство контролирует и расходы университета, без его одобрения нельзя открыть новую программу, кафедру.

В руководстве университетами выстроена жёсткая управленческая вертикаль: будет сделано всё, как решили президент, коллегия и одобрил штат. Если университет не частный, то половина его коллегии формируется из представителей штата, которые имеют очень серьёзное влияние на политику университета. Вторая половина — это частные лица, которые могут привлекать деньги. Именно коллегия назначает президента, никакой демократии. Деканов колледжей тоже выбирает очень ограниченный круг лиц.

Но так только с управленцами, профессоров избирают все преподаватели кафедры, обычно из 50—100 кандидатов. При этом своих выпускников берут крайне редко. В России все с точностью до наоборот. Властная вертикаль состоит из вузовских чиновников, они же выбирают и профессоров.

В американских университетах все решения на факультетах готовятся в комитетах, в работе которых обязательно задействован каждый сотрудник. Заведующие кафедрами, деканы пребывают на своих должностях один—два срока, такой порядок помогает развитию. Университет, факультеты, кафедры имеют свою стратегию, для кафедр обычно на пять лет, для университета и колледжей, из которых состоит университет, — на 10—15. Причём стратегия — это не пожелания, это документ, с которым университет ежегодно сверяет реально сделанное: построенные метры, привлечённое финансирование, число аспирантов и т. д.

В США ситуация со средним уровнем подготовки школьников еще хуже, чем в России. Но в Америке это гораздо меньше сказывается на университетах, уровень подготовки специалистов остаётся стабильным. В бакалавриат американские вузы, как и российские, берут почти всех, это бизнес. В школах есть общий экзамен, наподобие нашего ЕГЭ, минимальный проходной балл устанавливает каждый колледж. Разница заключается в том, что в течение семестра там происходит настоящий контроль над уровнем обучения студентов, обычно проводятся три промежуточных экзамена, пересдач нет. Получил неудовлетворительную оценку, должен снова взять и пройти этот предмет полностью.

Такой темп, вызванный необходимостью сдавать десятки экзаменов в течение семестра, вместе с необходимостью оплачивать обучение, выбирать его траекторию, озабоченность необходимостью получать высокие оценки заставляет американских студентов раньше взрослеть. Средний балл за все годы обучения — ключ к поступлению в магистратуру или нахождению хорошей работы.

Но самые большие различия между системами начинаются в магистерских и аспирантских программах. В Америке на них учатся только хорошо мотивированные студенты. Конкурсы и нагрузка на них очень серьёзные.

Преимущество американской системы высшей школы заключается в её замечательной гибкости, которую российские реформаторы проигнорировали. Там, если выпускник школы не знает ясно, кем он хочет быть, он просто поступает в университет на какое-то общее направление, в течение первого года примерно начинает понимать, про что каждая наука, и может набирать всё больше и больше предметов в той области, к которой у него появляются интерес и тяга. Студент может выйти из бакалавриата с двойным дипломом, например химика и биолога, хотя, поступая, думал, что хочет заниматься физикой.

Для помощи студентам действует система советников (advisors), которые помогают каждому поступившему на первый курс составить план обучения на каждый год. Этот план можно ежегодно корректировать, но приступить без него к занятиям невозможно. Advisor следит, есть ли у студента нужное число предметов в специальности, которую он выбрал как основную, какие курсы нужно взять, чтобы не упустить шанс сменить специальность, если такая возможность наметилась. Студент может учиться на бакалаврской программе больше четырёх лет, если не может быстро определиться, и набрать нужное число курсов по специальности. Принцип простой — плати деньги и учись, сколько угодно.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *