Как учат инженеров в Германии

Считается, что российская наука и высшая школа изначально строились по образцам университетов Германии. Что характерно, в системе высшего образования Германии реализованы принципы, предложенные в своем время Петром Капицей Сталину.

Именно эти принципы являются основой гумбольдтовской модели классического университета, которая появилась еще в начале XIX при переходе от элитарности к массовости высшего образования. Гумбольдтовская модель оказалась столь востребованной в XIX–XX вв. потому, что наиболее полно отражала универсальную «идею университета», основанного на вневременных и общенациональных принципах и задачах, и в тоже время представляла университет как значимый фактор формирования каждой конкретной нации, ее духа и культуры.

Основными элементами модели университета в духе Вильгельма Гумбольдта были академическая свобода, единство исследования и преподавания, рациональный подход к знанию и его практическому использованию, а также значительная роль гуманитарных дисциплин. Последнее рассматривалось как обязательное условие формирования образованной личности, ее индивидуальности.

Если в российских технических университетах преобладает традиционно сложившаяся функционально ориентированная подготовка специалистов для определенных отраслей, то в технических университетах Германии действительно основываются на провозглашенных В. Гумбольдтом принципах единства обучения и исследования и их свободы, что позволило им стать центрами распространения современных технологий. Отчасти связано это с тем, что на предприятиях Германии, как правило, нет службы главного технолога. Технологии вообще и конкретно для изготовления какого-либо изделия заказываются ВУЗам, где создается не только технологическая документация, но и проводятся всевозможные испытания, доказывающие состоятельность предлагаемых технологий.

Чтобы выполнять такие работы на современном уровне, лаборатории ВУЗов оснащаются по последнему слову науки и техники. Все оснащение ВУЗов по заказам профессуры за редким исключением оплачивается из Федерального бюджета. Это касается не только оснащения производственным оборудованием, на котором отрабатываются реальные технологии, но и испытательными и исследовательскими приборами.

В результате все научные организации Германии работают в тесном сотрудничестве, нет разрыва между вузовской и промышленной наукой. Такой подход облегчает передачу новых технологий не только из одного научного учреждения в другое, но и из ВУЗов в промышленность, ускоряя тем самым процесс внедрения изобретений и реализации научного потенциала страны. Для этого при ВУЗах создаются демонстрационные и консультационные центры для ознакомления представителей фирм с новыми достижениями науки в ключевых областях. Этому же способствуют не только стажировки работников фирм в вузах, но и работа студентов и молодых ученых в фирмах. В специальных (профессиональных) ВУЗах даже преподаватели обязаны периодически сами проходить практику по своему профилю на какой-либо фирме.

Для реализации этой миссии германской высшей школы студенты вузов проходят тщательный отбор еще в школе. Обязательное школьное обучение в Германии длится с 6 до 18 летнего возраста. После четырех лет начальной школы ученик может выбирать между основной школой (неполное среднее образование), реальной школой (10 классов) и гимназией. Документ об окончании основной и реальной школ дает право на поступление в профессиональные училища; реальная школа вместе с тем открывает возможность обучения в профессиональных школах более высокой ступени, а при сдаче дополнительных экзаменов — в гимназии. И лишь аттестат гимназии, обучение в которой длится до 13 класса включительно, позволяет поступить в ВУЗ.

Таким образом, единственные учебные заведения, дающие доступ к высшему образованию, это гимназии, где в течение учебы происходит отсев школьников, который особенно велик после 10 класса, на переходе из средней на старшую ступень гимназии (11—13 классы). Заканчивают гимназию, в среднем, лишь половина из тех, кто поступил в нее. Уровень образования в гимназиях Германии заметно выше, чем в нашей средней школе, и соответствует подготовке закончившего второй курс студента российского ВУЗа.

После окончания гимназии (в 18 -19 лет) юноши служат 10 месяцев в армии с достойным жалованием. Молодой человек после службы в армии уже достаточно самостоятелен, чтобы принять решение — отказаться от дальнейшей учебы и пойти работать, либо продолжить обучение.

При поступлении в ВУЗ организуется конкурс аттестатов (типа нашего ЕГЭ). Обучение в ВУЗах Германии бесплатное, но в перечень расходов (70 — 100 Евро в месяц) входит пользование библиотекой, льготный проезд на всех видах городского транспорта, организационные расходы. Студентов также обеспечивают бесплатным благоустроенным общежитием.

Стипендия в Германии — это кредит на обучение, позволяющий тратить 600 Евро в месяц. После окончания учебы студент обязан вернуть половину суммы кредита. Те, кто умудряются тратить в месяц 300 Евро, возвращают сумму кредита сразу после окончания ВУЗа.

В технических университетах Германии получили большее развитие индивидуальные образовательные траектории, что проявляется в возможности выбора студентом (особенно на основном этапе обучения) не только направления углубленной подготовки, но и дисциплин, в отсутствии жестких временных рамок и фиксированных учебных групп. В начале обучения студент выбирает сам или с помощью профессора тему своих исследований и разработок, согласовывает план ее реализации и следует этому плану.

Это позволяет студенту сразу же включиться в проблемное обучение, когда он слушает лекции не столько для того, чтобы как у нас в России сдать экзамен, а для решения задач по своей теме (проблемный принцип обучения). Каждая разработка студента доводится до «железа» в лабораторном производстве ВУЗа, затем проходит функциональные испытания и защищается на малом совете кафедры. Таким образом, студент сразу погружается в профессиональную среду. Отобранные профессором студенты работают с ним и над решением задач по заказным работам.

В системе высшего образования Германии не существует понятия первый, второй и т. д. годовых «курсов». Учебные планы строятся из групп дисциплин, формируемых по принципу «от простого к сложному». Для всех курсов обучения в соответствии с рекомендованным учебным планом требуется сдача промежуточных экзаменов, однако по многим дисциплинам студенты сами делают выбор в отношении изучаемых предметов и расписания занятий, то есть, самостоятельно составляют программу на каждый семестр.

Учебный год состоит из двух семестров. В конце каждого из них учащийся собирает специальные сертификаты тех спецкурсов и лекций, которые он прослушал, и, в том случае, если он набрал определенное их количество, может подать заявку на экзамен и сдать его. В этом — преимущество и недостаток немецких ВУЗов, потому что студенты могут растягивать обучение на неограниченный срок. Чтобы отучиться по рекомендованному плану и получить специальность, студент немецкого университета учится в среднем 14 семестров, то есть, семь лет. По сравнению с другими странами это достаточно долго.

Неограниченное время обучения в ВУЗах ФРГ стало проблемой для их руководства, которое, в конце концов, стало бороться с вечными студентами. Теперь, если человек учится больше нормированного времени — обычно это 5—7 лет, ему приходится выплачивать за учебу небольшие суммы. Но учащиеся могут следовать индивидуальному учебному плану и расписанию экзаменов, по которому высшую школу можно закончить за 4 года.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *