Высшее образование Англии тоже реформируют

Все знают бриллиант высшего образования Англии – Оксбридж: Оксфорд (гуманитарные науки) и Кембридж (естественные науки). Однако система образования Англии этими учебными заведениями не ограничивается. Кроме общего образования она включает так называемое дальнейшее и высшее образование и переживает сегодня существенную трансформацию.

Система дальнейшего образования представляла собой конгломерат большого количества разнообразных колледжей, учебных центров, институтов, в которых осуществляется подготовка на различных уровнях — от начального профессионального до высшего. В общей сложности в системе дальнейшего образования насчитывалось около 700 специализированных учебных заведений Все заведения системы дальнейшего образования находились под контролем местных органов власти. Исключение составляли учебные заведения, имеющие королевские хартии, к которым относится и Оксбридж.

В начале 60-х годов в Англии стал ощущаться острый дефицит высококвалифицированных кадров. В результате произошел бурный рост университетского образования — в стране было создано 23 университета или половина существующих в настоящее время. В 1964—1977 гг. был создан новый тип высшего учебного заведения для Великобритании — технологический университет. Технологическими университетами стали 10 бывших колледжей передовой технологии. В это же время в системе дальнейшего образования Англии тоже произошли значительные изменения  — ее учебным заведениям было дано право присуждать академические степени, т.е. появилась возможность получить высшее образование не только в университетах, но и в политехнических учебных заведениях, открытых на базе наиболее крупных технических и коммерческих колледжей.

В настоящее время политехнические колледжи являются основными заведениями системы дальнейшего образования, в которых сосредоточена подготовка специалистов с высшим образованием. Они представляют собой комплексные учебные заведения, осуществляющие подготовку как по обычному, так и по продвинутому курсу (с целью получения высшего образования), и доля студентов, занимающихся по программам высшего образования, составляет в них немногим более 30% общего контингента. Отсутствие единых учебных планов и программ (обучение ведется по программам, одобренным местными органами образования и профессиональными обществами) приводит к значительным различиям в уровне подготовки выпускников учебных заведений системы дальнейшего образования.

Таким образом, в Великобритании была сформирована бинарная система высшего образования, представленная, с одной стороны, университетами, с другой — политехническими колледжами и другими учебными заведениями общественного сектора высшего образования.

По структуре университеты подразделяются на коллегиальные и унитарные. Наиболее яркий пример коллегиальных университетов — Оксфордский и Кембриджский, в состав которых соответственно входят 39 и 29 колледжей. В состав унитарных университетов входят факультеты и учебные отделения.

Деятельность университетов регулируется их королевскими хартиями или уставами. Формально университет возглавляет канцлер, назначаемый королевой и являющийся, как правило, церемониальной фигурой. Реально главой администрации университета является вице-канцлер или ректор (Шотландия). Руководящие органы университетов — совет и сенат. Совет — высший административный орган, который формирует преподавательский и вспомогательный состав, решает финансовые вопросы. Сенат — академический орган. Председателем совета и сената является вице-канцлер, который выбирается. Состав органов управления также избирается. В органы управления университетов в последнее время стали входить на паритетных началах представители профессорско-преподавательского состава, студентов и внешних организаций, заинтересованных в подготовке специалистов.

Учебный год в вузах Великобритании начинается в октябре и делится, как правило, на триместры по 8—10 недель каждый. Продолжительность летних каникул четыре месяца — с 1 июня по 30 сентября. Основными видами занятий в вузах Великобритании являются лекции, семинары, лабораторные работы, а также тьюториалы (индивидуально-групповой метод обучения, предполагающий занятия с 2—10 студентами, которые проводятся тьютором не реже одного раза в неделю).

Практические занятия вынесены за рамки учебного плана и не учитываются при расчете баланса учебного времени. Традиционный академизм университетов привел к тому, что производственная практика либо совсем не включается в программу подготовки, либо занимает в ней незначительное место, хотя многие университеты требуют от студентов самостоятельного приобретения практического опыта.

В некоторой степени решению этой проблемы в политехнических колледжах способствует обучение по системе сэндвич — курсов, в соответствии с которой работа на производстве является неотъемлемой частью учебного процесса и чередуется с теоретическим обучением. С недавних пор такая форма стала применяться и в некоторых университетах.

Система экзаменов в университетах определяется хартиями. Выпускникам высших учебных заведений присваиваются академические степени; университетские и Совета по национальным академическим квалификациям. По своему образовательному уровню степени, присуждаемые в университетах, разделены на первые и высшие. В большинстве университетов первая степень по гуманитарным и естественным наукам — бакалавр. Курс обучения для получения первой степени обычно составляет 3 или 4 года (в медицине — 6 лет).

Процедура приема в вузы Англии имеет свои особенности, обусловленные наличием двух секторов высшего образования. В университеты принимаются лица, имеющие общее свидетельство об образовании (General Certificate of Education), включающее не менее двух предметов, соответствующих избранному виду специальности, которые сданы на повышенном уровне. Прием в университеты осуществляется в централизованном порядке. Более 90% абитуриентов поступают в университеты через Центральный совет по приему. В адрес совета направляется заявление, в котором абитуриент указывает избираемую специальность и название не более 5 университетов, где он хотел бы заниматься. Совет рассматривает заявление и направляет его в одно из учебных заведений, которое на основании конкурса документов принимает окончательное решение о зачислении.

Прием в политехнические колледжи до настоящего времени проводится на индивидуальной основе: абитуриенты сами подают заявления в выбранный вуз. Вопрос о приеме также решается на основе конкурса документов об образовании. Требования в целом несколько ниже, чем в университеты: достаточно иметь один предмет в общем свидетельстве об образовании, сданный на повышенном уровне.

В ряде случаев при поступлении требуется школьная характеристика, иногда абитуриент вызывается для собеседования или тестирования. В некоторых университетских колледжах Оксфорда и Кембриджа проводятся конкурсные вступительные экзамены. Более того, чтобы поступить в университетский колледж Оксфорда или Кембриджа претендент должен заранее, не в последнем классе, получить рекомендацию,  характеристику, собрать портфолио, после чего лучших учеников из лучших школ  еще до выпускных экзаменов в школе, в декабре, приглашают на интервью.

Система образования Англии в основном финансируется из государственных источников. Частные вложения не превышают 4% общих расходов на образование. Бюджетные проблемы заставили правительство Англии в конце прошлого века принять Закон о дальнейшем и высшем образовании, который упразднил бинарную систему (противопоставляющую университетам политехнические институты и колледжи) и учредил единую модель высшего образования, предоставляя политехническим колледжам и эквивалентным учебным заведениям статус университета. В соответствии с Законом была создана единая структура финансирования университетов, политехнических институтов и колледжей системы высшего образования. Для повышения качества подготовки специалистов организован внешний контроль с помощью общенационального аудиторского органа, созданного ВУЗами.

Методы организации и финансирования науки в Англии можно проиллюстрировать следующим примером. British Petroleum создала в Кембридже свой институт, построила здание института, а в «фундамент» заложила эндаумент в объеме двадцати трех миллионов фунтов, на проценты от которых оплачиваются профессорские позиции. Как шутят в BP, их вложения окупились после первой же консультации директора института, который подсказал, как оптимизировать расположение вышек.

У профессоров в этом институте двойная позиция, то есть они работают и на факультетах, и в институте. При этом никто им не указывает, что им нужно заниматься только проблемами нефтегазовой промышленности. Если они видят интересный проект, они будут им заниматься, если нет, то чем-то другим. Но когда произошел разлив нефти в Мексиканском заливе, менеджеры British Petroleum сразу обратились в свой институт, сотрудники которого на своем факультете нашли специалистов по турбулентным перемешиваниям. И те подсказали, что за процессы там происходят и куда пойдет пятно нефти. То есть, с одной стороны, BP получила возможность прийти и получить необходимые консультации, с другой — дала людям возможность свободно заниматься тем, что им интересно.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *