Высшему образованию требуется еще больше элитарности

Как хороша начала свой текст русская, выпускница Колмогоровской школы и МГУ, работающая ныне, как все, за рубежом, в элитном сегменте высшей школы Франции: 

"Высшее образование давно перестало быть показателем какой бы то ни было интеллектуальной/социальной избранности — по оценочных данным, в вузы поступает сейчас около 80 процентов выпускников школ. Собственно, все претензии — зачастую справедливые — которые родители имеют к системе в её нынешнем виде, вызваны именно этой массовостью. Требующей, да, не столько туманного императива "научить думать", но единого образовательного стандарта; не столько упора на любого вида штучность подхода, сколько эффективно работающего конвейера; не столько вытягивания вверх, сколько подгонки под шаблон. Уровень абитуриентов, да, безусловно ниже при таком подходе, чем был тройку десятков лет назад, — в силу простого статистического аргумента: среднее качество восьмидесяти процентов лучших, разумеется, ниже качества тридцати процентов лучших, с этими ничего не поделаешь. И да, максимум по стандартизированному экзамену, коим является ЕГЭ, получат фатально не самые умные, но самые натасканные, ибо такова планида всех стандартизированных экзаменов, особенно при российском уровне развития института репетиторов — этих врагов рода человеческого.
Возникает вопрос, а что со всем этим делать".

С сама же отвечает в свойственной ей манере и с опорой на личный опыт:

"И на него даже де факто отвечает гражданское общество, создавая и окучивая всё новые спецшколки, оазисы элитарности в серости обыденности, не забывая и старых, несмотря на скандалы, интервью, расследования. Так вот, я считаю, это всё дело гиблое и государственное вредное. Единственный тип спецшколок, который можно было бы сохранять — это интернаты колмогоровского типа, для типа ломоносовых из собачехвостсков, прореформировав их предварительно и поставив под строжайший контроль, чтоб попадали туда действительно только ломоносовы и действительно только из собачехвостсков. Остальное среднее образование должно оставаться стадартизированным и вытягиваться наверх только по Капице, только всей громадой, потому что в эпоху массовости иначе никак. И ЕГЭ должен остаться как критерий оценки овладения выпускником стандартом. И пусть по ЕГЭ можно будет и далее поступать в вузы — и так ведь почти все уже поступают, обратно-то за заводы/в колхозы из институтов уже никакого Пилюкина не загонишь, как бы ни был туп. Пусть учится, пока можется. Очень -то долго всё равно не сможется.
Поэтому отборы и отсевы нужны непременно. Но! Несколько раз и несколькими годами позже, чем ЕГЭ. Я предлагаю воспользоваться уже двести лет работающей французской схемой и объявить после второго курса конкурс на поступление в элитный цикл образования (каждому по своей специальности и не по элементарной программе ЕГЭ, а уже пройденных двух курсов института), предоставляющий места лишь, скажем, десяти процентам соискателей. Не прошедшие по конкурсу пусть их продолжают до конца, но дипломы у них будут уже куда менее вкусного и уважаемого образца. Конкурсный экзамен должен быть очень сложным, очень требовательным, максимально деперсонифицированным, желательно, как ЕГЭ, национальным. На этих уровнях репетиторы уже особенно не разгуляются: элементарно сложно будет найти достаточное количество людей, блестяще владеющих программой первых двух курсов профильного вуза. И второй отсев я бы огранизовала уже после окончания, можно вместе с госэкзаменом — уже по программе всех пяти лет обучения. Куда брала бы лишь, скажем, один процент, и сдавшим давала бы автоматом право на занятие каких-нибудь интересных должностей в госструктурах, крупных корпорациях и стратегических НИИ. 
В общем, элитный цикл нужен обязательно. Но — позже, но — требовательней, но — длиннее. А до того пусть массы окультуриваются тоже."

Разумеется, те, кто пройдет это элитарное сито, должны получить "морковку". Однако скорей всего они, как и уважаемая автор приведенного рассуждения, поедут за "морковкой" в более приспособленный для жизни обобщенный Прованс.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *