Герман Вейль написал книгу "Математическое мышление." В ней есть глава, посвящённая университетам в Германии. В те времена немецкое образование было самым лучшим в мире, а в физмат-науках вне всякой конкуренции. Он анализирует, в чём была причина этого и приходит к выводу, что дело именно в уникальной организации образовательного процесса, которой не было больше нигде. «Думаю, нет сомнения в том, что именно организация университетского образования в том виде, как она была разработана Гумбольдтом, явилась одним из факторов, обусловивших в своей время тот высокий авторитет, который немецкое образование и наука снискали во всем мире.»
«Поступив в университет, студент сам решает, что он собирается изучать. На старших курсах он учится без всяких зачетов и экзаменов, устных или письменных. В соответствии со своими наклонностями студент выбирает преподавателей, лекции которых он собирается слушать, практические занятия и семинары, в работе которых собирается участвовать. Обычно он два или три раза переходит из университета в университет, причем стремление попасть в тот или иной из них чаще всего обусловлено тем, насколько популярен преподаватель или ученый, у которого он намерен учиться.
Если студенту не нравится данный профессор, то он может слушать лекции другого; нередко студент может выбирать между несколькими преподавателями, ведущими один и тот же предмет. Студенты вносят умеренные взносы за каждый прослушанный ими курс лекций; последнее обстоятельство служит единственным внешним стимулом, побуждающим студента не прерывать начатый курс — ведь он сам выбрал его и уплатил за это деньги. Студенту дается от двух до четырех недель на размышление, прежде чем он запишется на тот или иной курс и внесет плату; в это время ему предоставляется право посещать различные лекции с целью выбрать для себя, нравится ли ему преподаватель .
Свободе выбора немецкого студента — его Lernfreiheit — сопутствует Lehrfreiheit профессора. Процитирую вновь д-ра Флекснера: “В Германии преподаватель полностью свободен в выборе темы, способа изложения, формы семинарских занятий . Ни факультет, ни министерство не осуществляет над ним никакого контроля.”
Для того чтобы скоординировать программы занятий по математике и физике, в Гёттингене существовал обычай: преподаватели в неформальном порядке собирались вместе и один за другим, по старшинству рассказывали своим коллегам о своих планах на предстоящий семестр; затем в ходе товарищеского обсуждения в эти планы вносились необходимые поправки.
В этой связи нельзя не упомянуть о таком институте как приват-доцентура. В отличие от должности профессора приват-доцент не назначается государством и не получает жалованья. Его содержание обеспечивается денежными взносами студентов, посещающих его лекции. Он имеет право читать лекции, но не имеет каких-либо обязательств. В чем состоит положительная сторона приват-доцентуры: она позволяет ученому в молодые годы нести лишь незначительное бремя преподавательской работы. Он полностью сам себе хозяин. Он может повышать свой научный уровень, развивать собственные идеи и в небольшом кругу студентов, увлеченных его проблематикой и его личностью, отрабатывать навыки преподавательского искусства. Однако вам хорошо видна и оборотная сторона медали — материальная необеспеченность приват-доцента. В момент получения этого звания вам неизвестно, сколь долго вы пробудете приват-доцентом: два года или пятнадцать лет. Приват-доцент живет только на взносы студентов за право посещения его лекций. Доход профессора слагается из двух частей: из твердого оклада, выплачиваемого государством, и взносов (или определенной их части), вносимых теми студентами, которые посещают его лекции.
Повышение в должности в стенах одного и того же университета бывало редко, и преподаватель на него не рассчитывал. Результатом было состязание в масштабах всей германской нации. Назначение на должность было пожизненным, и даже когда профессор уходил в отставку и переставал читать лекции, его оклад сохранялся.