Советы студенту-первокурснику

Переход между школой и университетом на самом деле может происходить болезненно. Это в школьной задачке некий обезличенный объект вышел из точки А и через 11 лет гарантированно попал в точку Б. А в университете — неизвестно, в какую точку отправишься, дойдешь до нее или нет… В общем, наконец-то многое зависит от тебя. И это, по-моему, прекрасно. Хочешь учиться — учись. Понял, что не твое, — есть возможность сказать нет и начать двигаться в другом направлении. В конце концов, отрицательный результат — тоже результат.

Вот только к такому уровню свободы не каждый готов. Точнее, к свободе готов, а вот к ее последствиям — нет. В процессе семестра может создаться иллюзия, что ваше отсутствие на парах никто не заметил, пропущенные лабораторные можно будет с легкостью наверстать. Если приехал учиться из другого города, контролирующих факторов (в лице родителей) нет, а вот отвлекающих — хоть отбавляй (новый город, новые друзья). И только на сессии этот ком иллюзий взорвется, как бомба. Такие «неожиданности» некоторых вводят в ступор: ничего предпринимать не буду — само как-нибудь разрешится.

Бывают и откровения из серии: «Я думал, из меня программиста сделают, а тут на тебе — философия, физика…» Без ваших усилий никого из вас не сделают. Многие сегодня предполагают, что университет должен сделать из обучаемого орудие для зарабатывания денег. И побольше. И побыстрее. На мой взгляд, цель у высшего образования иная. Университет — это возможность попробовать себя в разных качествах (на примере IT-сферы: в роли разработчика, дизайнера, тестировщика, бизнес-аналитика, др.) и решить, что вам ближе. Университет — это прокачивание навыков стрессоустойчивости, коммуникативности, «умения учиться», в конце концов. И, уж простите за пафос, университет — это всестороннее развитие личности, чтобы человек не только учился непосредственно профессии, но и учился мыслить, в том числе критически; генерировать собственные цели и идти к ним. В связи с чем я бы порекомендовала в целом изменить фокус с ожиданий на конкретные действия.

Максимально прислушивайтесь к себе

Что увлекает вас больше всего? При работе над какими предметами время пролетает незаметно? Что дается легко и получается лучше, чем у остальных? В этом направлении и стоит двигаться профессионально в будущем. Бывает движение от обратного: вам что-то дается с трудом и не приносит радости — так поищите нечто противоположное по hard и soft skills. И даже если вы уже определились с конкретным направлением — не сбрасывайте со счетов другие предметы, наращивайте свой кругозор. Для этого наберитесь терпения и ходите на занятия.

Задавайте вопросы преподавателям

 Стесняетесь спрашивать на лекции — подходите на перемене. Услышали что-то про льготы, материальную помощь, но не знаете деталей — уточните у куратора или в деканате. Форумы, внеуниверситетские паблики, друзья могут сослужить плохую службу из-за неактуальных данных. Лучше все узнавать из первоисточников — в деканате. Плюс в нашем вузе, в том числе для «амортизации» перехода из школы в университет, существуют кураторы-преподаватели. Они расскажут о правилах, предостерегут о возможных проблемах. И, конечно, будут стратегически помогать их решать.

Распределяйте нагрузку равномерно

Не накапливайте долги по лабораторным и другим запланированным в процессе семестра формам активности. Не оставляйте на самый последний момент курсовые. А еще не занимайтесь самоуспокоением из серии «многие еще не сдали курсовую (например), и я не единственный такой должник». Опыт других далеко не всегда транслируется на конкретного человека с аналогичным результатом: вы — не все, вы — это вы. Особенно поначалу, пока опыта в планировании задач может оказаться недостаточно, старайтесь все делать с некоторым опережением; мыслите, как шахматист, — на два шага вперед.

Приоритезируйте свои задачи, планы

 На первом курсе поставьте на первое место учебу. Справляетесь? Остается свободное время? Ходите на тренинги и семинары (например, от ПВТ или на базе самого университета), учите английский. Нашли то, что вам интересно? Добавляйте самостоятельную проработку данной предметной области. Считаете, что готовы совмещать учебу и работу? Попробуйте. Но приоритет учебы не означает, что про все остальное в жизни придется забыть. Напротив, дружите, влюбляйтесь. Это ваше время! Если вы «заряжаетесь» от общения с друзьями, любимой музыки, спорта, то и к учебному процессу вы подойдете с позитивным настроем. Это вопрос баланса. Все хорошо, когда в меру.

А еще помогайте друг другу! Сами не оставайтесь равнодушными к чужим проблемам. Эмпатия, взаимовыручка — отличные навыки для жизни в целом.

Марина Меженная

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *