Каким видит будущее образования эксперт из Сколково

Вот такую статью опубликовал эксперт из Сколково Андрей Мартыненко в газете "Югорский университет":

Целевые ориентиры и новые смыслы

В университете завершился первый спринт стратегических сессий, на которых обсуждены вопросы стратегического развития вуза. Сотрудники высших школ университета и его структурных подразделений выстроили коммуникации и сформулировали предложения, основанные на данном диалоге.

Основной задачей стратегирования было сделать критическую массу персонала университета (не менее 50 % сотрудников) в буквальном смысле соавторами инноваций и дать им возможность влиять как на программу развития вуза в целом, так и на программы отдельных высших школ. Стратегическая сессия выступила катализатором соглашения о новых смыслах, выявления новых целевых страт, определения ориентиров и договоренностей о том, что мы будем идти именно этим путем, сделаем данные решения неформально разделяемыми коллективом.

Спринт, проходивший в течение осеннего семестра, состоял из одиннадцати стратегических сессий, девять из которых были посвящены поиску смысла (разработке целевых моделей и целевых ориентиров) каждой высшей школы, а также две сквозных сессии: поиск модели, обеспечивающей ускоренное становление и динамичное развитие высшей школы и развитие дополнительного и дополнительного профессионального образования.

Проведение стратегических сессий в формате диалога администрации вуза с коллективами научных школ не преследует целей изменения структуры университета или кардинального пересмотра принятой ранее стратегии его развития. Стратегия развития в действующей редакции должна быть актуализирована в результате кооперативного договора, гарантирующего максимальную вовлеченность людей, непосредственно внедряющих намеченные в вузе новации. Основа хорошей стратегии – осмысленная и самостоятельная деятельность высших школ, а также критическое соотнесение целевых установок и имеющихся ресурсов. Основой для стратегии университета выступает стратегия школ. Писались они коллективами школ – вопрос о вовлечении персонала сразу отпадает, ведь они же сами разрабатывали эту стратегию.

Стратегические сессии – это неформальный институт, который посещают по необходимости и заинтересованности, в основном, лидеры общественного мнения. Участники – люди, которым есть чем поделиться и у которых есть желание сделать это. Важен душевный настрой делиться. Реализация программ развития высших школ университета неизбежно приведет к ускорению их кадровой ротации, выступит катализатором кадрового обновления школ, по факту реализации – каждый член коллектива примет собственное решение, по пути ему или нет. Примерно через год накопится опыт ошибок и побед, произойдет созревание коллектива. Пересмотр программ – это нормальный процесс самой сути стратегирования. Через год, по мере становления культуры стратегирования, можно будет актуализировать программ развития и снизить уровень и темпы реформации. Стратегии станут более взрослыми и смысловыми.

Следующим этапом будет серия стратегических сессий на уровне университета по всем ключевым вопросам, связанным с развитием образования, – Core, бакалавриат, магистра тура, аспирантура, фундаментальная наука, прикладная наука, услуги, которые мы можем оказывать. Важные вопросы – эффективный контракт, эффективное управление финансами, информатизация университета, его репутация и имидж. Данные аспекты важно отдельно обсуждать на уровне университета. Также существует необходимость провести аналогичную работу с коллективами филиалов. Кроме того, появилось предложение о цикле проектных сессий, т. е. приступить к переходу от выявления и формирования смыслов к действиям.

Говоря о развитии университета, необходимо особо подчеркнуть роль базовых кафедр внутри высших школ. Высшая школа базируется на трех принципах: образовательная, научная и практическая деятельность. Объединение данных принципов – глубокая содержательная интеграция, обязательства по обеспечению которой лежат на плечах конкретной высшей школы. Руководители образовательных программ отвечают за образовательную деятельность, так как в каждой школе наличествует кластер образовательных программ, конкретные направления деятельности в образовательном формате. Научные школы, которые есть в каждой высшей школе, отвечают за научную деятельность сотрудников и привлечение студентов к исполнению ими научных ролей. Базовые кафедры – площадки присутствия стратегических партнеров университета. Их зона ответственности – практическая деятельность, трансляция внешней актуальной повестки, вопросов и задач, актуальных для конкретного сектора региональной экономики. Интегральное увязывание данных принципов приведет к формированию формальных и неформальных компетенций, способствующих решению конкретных вопросов и осознанию факта успешного решения вопроса. Высшие школы в качестве центров компетенций, в данном случае группы лиц, как сотрудников университета, так и обучающихся, способны решать не просто отдельные вопросы, но осуществить системный подход в решении проблем соответствующей предметной области.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *