Образование будущего -куда ведут нас с Пятачком

Автор этого эссе на тему трансформации образования в России  обучался на онлайн-курсе "Образование будущего" в Сколково.

Приоритетные направления работы в реализации образовательных реформ

1. Переход к обучению в соответствии с целями учащихся через приобретение ими модулей компетенций в формате практически ориентированного обучения по индивидуальным траекториям

В результате автоматизации и роботизации от 9% до 50% всех ныне существующих профессий могут исчезнуть до 2025-2030гг [8]. Цивилизация «третьей волны» [1] и экономика знаний [8] требует все больше T-образных специалистов, которые будут эффективно работать в мультидисциплинарных agile-командах. Чаще всего они работают по бизнес-логике «мастерская ценности» (value shop) и сеть создания ценности (value network), а ключевыми ресурсами в их бизнес-моделях вместо таких традиционных типов становятся ресурсы новой интеллектуальной экономики будущего – человеческие, организационные и отношенческие [2].

Только 27% опрошенных Рострудом россиян сообщили, что их работа полностью соответствует специальности. Обеспечить конкурентоспособность людей на рынке труда и России в целом может компетентностная модель обучения [8] – это позволит быстро и эффективно «переупаковывать» себя под новые профессии и карьерные траектории. «Что мы знаем – что людей надо учить тому, что не могут сделать компьютеры. Критическому мышлению, умению работать в группах, всему, что называется «мягкие навыки» — считает экономист Сергей Гуриев. Презентованное в сентябре 2018 года исследование ВШЭ подтверждает это мнение [9], а отчет «Будущее образования: глобальная повестка» рассматривает образование как поддержку развития на цикле всей человеческой жизни [11].

2. Смена парадигмы в образовании от транслирования учащимся знаний к сбалансированному образованию, включающего в себя приобретение критически необходимых знаний, формирование навыков, компетенций и характера

На будущее образования влияет тренд роста ценности свободного времени людей, который создает в обществе запрос на прагматизацию образования – проектное и проблемно-ориентированное обучение, сокращение продолжительности образовательных программ, смешанное и перевернутое обучение и т.д. Кроме того, образование получают не только для приобретения профессии, но и для поддержания активного долголетия, здоровья, культурного уровня, досуга и элемента стиля жизни.

Необходимо обеспечить приход в образование лучших из лучших, сделав профессию учителя уважаемой в обществе и высокооплачиваемой. Как куратор одной из образовательных программ в БВШД, я могу выделить 4 критерия оценки преподавателя:

 1) подтвержденная опытом работы и личными достижениями экспертиза,

2) умение доступно доносить знания и помогать переводить их в навыки,

 3) готовность к менторству, консультированию и совместному участию в реальных проектах,

4) искреннее желание помогать учащимся в их профессиональном и личностном росте.

3. Реформирование вузов и университетов и осуществление перехода от закрытых образовательных учреждений к открытым образовательным экосистемам. Либерализации законодательства в области образования.

Оценка качества образования со стороны образовательных учреждений и учителей не коррелируется с качеством образования с точки зрения выпускников и работодателей [10]. Значимость высшего образования в глазах работодателей неуклонно снижается – важны компетенции и подтвержденные результаты, а не «корочка» вуза, пусть и престижного [12]. Чтобы выжить, бизнес-школы и университеты должны сформировать вокруг себя экосистемы или стать частью других экосистем.

Законы и стандарты в области образования должны помогать учащимся в реализации их целей. Лицензирование образовательных программ целесообразно отдать сообществам практиков, а их рейтинги должны быть основаны на объективных данных по доходам и карьерному росту выпускников.

Источники информации:

1. Элвин Тоффлер, «Третья волна»

2. Руус, Пайк, Фернстрем, «Интеллектуальный капитал. Практика управления»

3. Форсайт Global Educational Futures

4. «Атлас новых профессий»

5. Доклад Global Education Futures «Образовательные экосистемы для общественной трансформации».

6. Форсайт «Образование 2035»

7. «Навыки будущего. Что нужно знать и уметь в современном сложном мире»

8. The Boston Consulting Group, «Россия 2025. От кадров к талантам»

9. Чарльз Фадель, Майя Бялик и Берни Триллинг «Четырехмерное образование. Компетенции, необходимые для успеха»

10. Высшая школа экономики, Добрякова М., Фрумин И. и др «Универсальные компетентности и новая грамотность: чему учить сегодня для успеха завтра»

11. GEF, «Будущее образования: глобальная повестка»

12. glassdoor.com/blog/no-degree-required/

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *