Петербургские университеты — на окраины и за пределы города

Знающим людям понятно, почему строятся планы перевести петербургские университеты на окраины и за пределы города. Большинство решений городских властей как Санкт-Петербурга, так и Москвы, в последнее время связаны с землей и недвижимостью. Поучились бы у французов, которые даже после того, как в 1968 году Сорбонна стала одним из главных центров студенческих выступлений под идеями «новых левых», известных как «Красный май», оставили Латинскому кварталу его историческую роль. И хотя в 1970 году Сорбонна, или Парижский университет, была реорганизована в 13 университетов, различающихся по направлениям обучения и относящихся к трём академиям Парижа и парижского региона. Четыре из этих университетов находятся в основном в исторических зданиях Сорбонны, остальные — в других кварталах Парижа и его пригородах.
Вот что пишет о неуместных планах выселения петербургских университеетов поближе к картофельным полям Федор Гаврилов.  
 
 Университеты- на окраины

Петербург не видит в университетах практического драйвера роста и готов легко их отпустить на жительство в картофельные поля.

В Санкт-Петербурге, по разным подсчетам, около 100 вузов, в ряде опросов город регулярно признается самым привлекательным в России городом для получения высшего образования. Неудивительно, что Петербург сегодня является признанным всероссийским центром образовательной миграции. В вузах Петербурга работают более 20 тыс. преподавателей, число учащихся точно не определено, но, по разным подсчетам, оно колеблется от 200 до 400 тыс. человек одновременно.

Точно не просчитана, но очевидно велика роль вузов в экономике города. Яркий пример — крупные государственные вузы (СПбГУ, ИТМО, Экономический университет, Горный и т.д.) — не только крупные распорядители бюджетных средств и аттрактанты человеческого капитала, но и крупнейшие лендлорды. Так, имущественный комплекс ИТМО состоит более чем из 40 зданий, в основном в исторической части города. В управлении СПбГУ на 1 января 2016 года находятся 414 объектов недвижимости (67 земельных участков и 347 зданий). Этот список можно продолжать.

В поле чистом серебрится…

Таким образом, даже беглый анализ позволяет предположить, что роль вузов в жизни Петербурга, степень их влияния на динамику самых разных аспектов городской среды очень и очень значительна. Тем более тревожными кажутся сообщения о намерениях ряда крупнейших учебных заведений покинуть насиженные места и развивать новые кампусы по американскому образцу на территории бывших колхозных полей в окрестностях города.

Настораживает также та легкость, с которой власти всех уровней и, прежде всего, городские «отпускают» крупнейшие университеты «на жительство» в соседний субъект РФ, видимо, в суете не оценивая трезво масштаб и глубину разнообразных потерь, которые понесет Санкт-Петербург в случае реализации таких проектов. Причиной этой недооценки, помимо ограниченности бюрократического культурного горизонта, можно считать отсутствие сколько-нибудь внятных и открытых аналитических обобщений на предмет не только профильной или ритуальной, но реальной роли инфраструктуры высшего образования, ее человеческого капитала в развитии мегаполиса.

К сожалению, в ходе дискуссий о создании пригородных кампусов часто звучат ссылки на позитивный опыт англосаксонских городов и вузов, при этом совершенно не учитывается наш собственный — увы, негативный. Около полувека поколения и поколения студентов физико-математических специальностей СПбГУ вынуждены ездить из города в университетский кампус в Петергофе. Возможно, для своего времени (1960-е годы с их планами развития Ленинграда в южном направлении) и создателей (имевших опыт строительства Академгородка под Новосибирском) план строительства кампуса в Петергофе был хорош и казался обоснованным. Но по факту он не удался — петергофский студгородок так и остался по преимуществу петербургской научной школой, по недоразумению удаленной на десятки километров от эпицентра городской жизни.

Город и мантия

Между тем в зарубежной практике проблемам взаимодействия университета и города уделяется много внимания, поскольку именно на взаимодействии и строится участие университета в развитии города. Этот вопрос изучается как минимум на протяжении полувека и рассматривается с самых разных сторон. В англоязычном языковом обиходе устоялось понятие town and gown, которое дословно переводится как «город и мантия», где town определяет городское сообщество, а gown («академическая одежда», мантия) — университетское.

В практике российских мегаполисов кооперация городских властей и крупного вуза редко выходит за рамки решения текущих административно-хозяйственных, формально-ритуальных и иногда политических задач. Наш город не видит в вузах практического драйвера роста — не видит прока от «мантии». Но и сами вузы в большинстве своем не имеют специальных программ по развитию отношений с городом, в отличие от западных университетов, для которых взаимодействие с городом является одной из приоритетных задач.

О выгодах возможного взаимодействия можно говорить много. Всего один пример — близость университета существенно улучшает качество жилой среды на территории, которая с вузом соседствует. Как показали исследования, проводившиеся в Москве, существует прямая зависимость между восприятием жилого района как университетского и степенью его комфорта для горожан. Чем чаще люди описывают район как университетский, тем больше позитивных характеристик они присваивают данной среде.

Притормозить миграцию

Расположение вузов в историческом центре Петербурга — не неудобство, а ценность для всего города. Студенты — модно одеваются, отдыхают, пьют и едят, арендуют недвижимость, создают свои предприятия или нанимаются на работу. Они — основа аудитории культурных проектов в городе, именно студенты импортируют в город актуальные тренды. В конце концов, эта динамичная, отзывчивая к новому человеческая среда создает ту уличную картинку, тот внешний фон, который превращает обремененный проблемами «столичный город с областной судьбой» в европейский центр, привлекательный для туризма.

Нам кажется, что оценка экономического вклада институций высшего образования в совокупный городской капитал, изучение практической роли университетов и университетских людей в формировании петербургского уклада жизни — это средство если не остановить миграцию вузов в Ленобласть, то, по крайней мере, притормозить ее до момента трезвой оценки приобретений и потерь.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *