Ярослав Кузьминов покинул пост ректора Вышки. Новым ректором ВШЭ стал бывший глава Дальневосточного федерального университета Анисимов.
Уход Кузьминова породил вал комментариев. Их спектр, как всегда в России, достаточно широк. Для краткости рассмотрим три аспекта: как это событие оценивает сам Кузьминов в своем прощальном письме к сотрудникам и студентам Вышки, и две полярных оценки этого события и реформ, инициированных Кузьминовым. Фамилии авторов сознательно не привожу.
«Дорогие коллеги!
Я оставляю пост ректора Вышки, который занимал с 1992 года.
Рассчитываю, что Михаил Владимирович Мишустин сегодня подпишет соответствующее распоряжение Правительства.
Мне было трудно принять это решение, я несколько раз его откладывал.
Ученый совет избрал меня сегодня научным руководителем нашего университета. Я с благодарностью принимаю эту позицию. Я благодарю Евгения Григорьевича Ясина – это его предложение. Я буду прилагать все силы, чтобы играть ту роль, которую почти 30 лет играл в Вышке Евгений Григорьевич.
Мы с вами вместе построили замечательный университет, и мне не стыдно будет глядеть вам в глаза, встречаясь в кампусе. Я останусь в Вышке одним из вас и буду принимать самое активное участие в делах университета. Надеюсь, что у меня для этой работы есть человеческий авторитет, а не только административные полномочия. Ну, или мы с вами это проверим.
Я хочу уйти сейчас, потому что еще есть то, что хочу сделать в науке, в проектной работе, и я чувствую для этого в себе силы. Я могу уйти сейчас, потому что убежден, что выросшая в университете культура может теперь самоподдерживаться. Ядро Вышки — команда из 5 тысяч ученых — достойно представляет Россию в мировой науке. Какие бы вызовы и искушения нас впереди не ждали, мы уже не поступимся качеством и не расстанемся с научной честностью.
Вышка стала глобальным университетом, наши курсы изучают миллионы людей по всему миру. Большинство коллективов научных проектов включает зарубежных ученых. Важно, что мы не становимся гражданами мира – наука едина, но мы научились применять ее для национальных интересов России.
Вышка сегодня собирает, наверное, каждого второго из самых умных, самых сильных, самых амбициозных абитуриентов России. Фантастически сильные студенты Вышки учатся не только от нас, они учатся друг от друга. Сообщество выпускников ВШЭ становится с каждым годом все более важным фактором развития университета – и начинает влиять на будущее.
Я хочу сегодня сказать спасибо людям, которые поверили в Вышку и строили Вышку – и с самого начала, в 90-х и в начале 2000-х, и в последние годы. И в первую очередь – своим товарищам по ректорату, руководителям кампусов и деканам ВШЭ. Высший менеджер университета – это не профессия на всю жизнь, управленцами здесь становятся ученые. Принимая на себя административные дела, они всегда жертвуют своими исследованиями, своим общением со студентами и учениками.
Что касается ректора – ректор не должен быть вечным. Человек в такой ситуации неизбежно превращается в памятник, теряет вкус к изменениям. Я очень не хочу, чтобы это произошло со мной. Не хочу стареть в должности ректора.
Только что мы с Машей Юдкевич выпустили книгу, которую мучительно долго делали. За время моей работы ректором мы с ней издали еще одну книгу, которую я люблю – курс институциональной экономики. Если бы не управленческая ответственность и нагрузка, сжигающая не только время, но и эмоции, я мог бы написать еще десять книг. Я знаю о чем была бы каждая из них, я хотел разработать эти проблемы, я выдвигал гипотезы, строил модели, обсуждал с коллегами, проводил семинары.
Я не испытывал никогда удовлетворения и тем более удовольствия от административной работы. От принятия решений, распоряжения людьми, ресурсами. От пребывания в высоких кабинетах. Я делал это, потому что это был мой долг, моя ответственность перед университетом. Я всегда имел, и многие из вас это знают, острое чувство внутренней неудовлетворенности, неполноты своей университетской миссии.
Мне пришлось принимать важные, временами жесткие решения. Расставаться с людьми. Ломать структуры. Заставлять или не разрешать что-то делать. Хочу попросить прощения у тех, кого я обидел или к кому был невнимателен. Хочу вам сказать – я ни одного раза не принял решения, которое противоречило бы интересам университета, профессорской корпорации, студентов, нашей страны. Которое противоречило бы моим убеждениям.
Университет, который мы создали – это достояние России. Это предмет нашего единения и нашего самоуважения.
Берегите его. И оставайтесь с Вышкой.
С уважением,
Ярослав Кузьминов»
Поклонник Кузьминова не смог удержаться от превосходный степеней и пафосных сравнений. Простим ему.
На мой взляд, для российского образования — это фигура, сравнимая с Ломоносовым. Или лучше сказать — между Ломоносовым и сегодняшним днём в нашем высшем образовании не было сравнимой фигуры. Он создал новый вуз — фактически пару отдельных факультетов, по наукам, которых в стране не было — тридцать лет назад и через тридцать лет, это миг в истории образования — сделал его ведущим университетом огромной страны, лидером в столице — одной из столиц мирового образования, образцом и ориентиром для других вузов.
Тридцать лет назад трудно было поверить, что в России будет новый супер-университет. Молодые звёзды из других московских вузов и институтов шагали в никуда, включаясь в команду. Это же сейчас известно, что это была великая команда — по её результатам, а тогда-то что? Двадцать лет назад — что в него будут ехать работать выпускники ведущих аспирантур в мире. Что в нём будут лучшие в стране факультеты математики и компьютерных наук! Математики! Компьютерных наук! Кто сейчас не верит, что факультеты биологии и химии не выйдут в российский и европейский топ? Они будут. Из созданных в последние пятьдесят лет университетов Вышка — один из лидеров в мире!
Однако Вышка никогда не сводилась только к статьям и лекциям. Никакой настоящий университет не сводится только к науке и к образованию. Во всем остальном Вышка была не только лучшим университетом в стране. Вышка — это единственный в России университет мирового уровня. Выпускники Вышки, студенты Вышки — и даже критики и ненавистники Вышки — всегда меряют её по стандартам лидеров мирового высшего образования. Они узнали об этих стандартах, учась в Вышке или стараясь в неё поступить! Все в России — от МГУ до ДВФУ — узнают о том, как устроен современный университет, именно наблюдая за Вышкой, перенимая лучшее или критикуя за то, что дело делается по-новому и современному. И вот это — бесконечный драйв, чтобы в Вышке было не хуже — ни в чём! — чем в Гарварде и Оксфорде, было бы невозможно без Кузьминова. Спасибо, спасибо, спасибо.
Я уверен, что о Я.И. ещё будут написаны статьи и книги — с сегодняшнего дня они только начнут писаться. Я надеюсь, что к своим книгам о высшем образовании Кузьминов добавит ещё настоящие мемуары. Сегодня я отмечаю ещё одно выдающееся достижение — Кузьминов уходит сам, в момент, когда по-прежнему является лидером университета и российского университетского сообщества. Посмотрите вокруг — не то что ректора, завкафедрой-то не бывает, которые уходят по собственному выбору. В России такого не бывает! Смерть, маразм, уголовное дело — вот почему уходят ректоры и директора. Не бывает? Вот Кузьминов — в очередной раз — доказал, что можно по-другому. Здесь, сейчас, можно ещё лучше!
Но в вузовском сообществе есть и другая точка зрения. Вот пример иного взгляда на Вышку, ее роль в развитии российской высшей школы и вклад самого Кузьминова.
Позвольте несколько субъективных соображений о тридцатилетней эпохе «Вышки» и ментальном банкротстве Кузьминова.
1. ВШЭ изначально создавалась Гайдаром и Ясиным при тогдашнем Минэкономики для продвижения псевдолиберальных ценностей, присущих захватившим власть в России коллаборационистам, коррупционерам и тесно связанным с криминалом теневикам. Слишком велико тогда было неприятие настроенной академической средой идей дикого криминального рынка. ВШЭ должна была не столько вузом, сколько центром массированного интеллектуального влияния на неокрепшие российское общество.
2. «Вышка» сразу же занялась подготовкой кадров для новой власти, а Ельцин считался гарантом невозврата к коммунистическому прошлому и невозможности лишиться всего, что было хапнуто «непосильным трудом». Причём, кадров не только для структур новой власти, но и для появившиеся олигархических компаний. Тактика известная — мы будем править, Вы будете преумножать, работая на нас. Со временем выпускники «Вышки» должны были стать кастой, но, по счастью, не стали.
3. «Вышка» занималась не только подготовкой кадров, но и формированием новой элиты. Наиболее ярких одаренных ребят-гуманитариев «Вышка» втаскивала в свой ковчег и убирала за ними трап. Идея снова не новая, содранная с США, разница в том, что там получилось, а здесь — опять же нет.
4. «Вышкинский либерализм» всегда был нарядной неоновой витриной, за которой прятались все та же коррупция (ВШЭ — крупнейший владелец статусной недвижимости в Москве), телесный разврат и систематические провалы. «Стратегия-2020», «майские указы», ЕГЭ, оптимизация здравоохранения, (косвенно) пенсионный возраст — это лишь малая часть того, что наворотила эта организация за последние 10 лет. Про многочисленные предательства поверивших в «идеалы» студентов и преподавателей подробно говорить не буду.
5. Несмотря на все вышесказанное, коллектив в вузе собран уникальный, что неудивительно, учитывая «вышкинские» ресурсы. Проблема в том, что задачи перед коллективом ставились неверные. Так что, подытоживая, направления ближайшей работы вижу так: сохранить сотрудников, избавившись от пустобрехов и кардинально поменять целеполагание.