Во многих университетах, в том числе и зарубежных, в формировании отношений между преподавателями и студентами принимают участие разнообразные формы анкетирования студентов с целью оценки качества работы преподавателя. Это анкетирование часто практиковалось в российских вузах, особенно в начале 90-х годов, когда многие элементы новой жизни заимствовались прямым копированием американских образцов. Эти американского типа опросники студентов о качестве преподавания и качествах преподавателей легко становились, де факто, доносами, средством безопасного и безответственного сведения счетов нерадивых студентов с теми, кто наставил им заслуженных двоек.
Разумеется, что среди преподавателей есть люди, которые переносят свои комплексы на студентов, однако такие анонимные опросники в свое время были отменены, так как не позволяли выявить таких преподавателей, зато разрушали тонкую ткань отношений обучающих и обучаемых. Помогло и согласие общества по устранению из российской жизни анонимок, которые в советские времена были в большом ходу.
Еще одним аргументом за отмену опросников стало их несоответствие "этике жалобы", которая активно прорабатывается новой социологией и конфликтологией. Теперь принимается как данность, что жалоба, то есть излияние негатива — обладает мощнейшей энергетикой, содержащей огромный разрушительный потенциал, который просто необходимо держать в узде — в интересах общества в целом и жалующегося в частности (ему же нужно облегчение страданий и решение его проблемы, а не устранение всех несовершенств мира). А потому жалоба должна быть предельно конкретной, относящейся к необязательно доказуемым, но обязательно ясно обозначенным примерам злоупотреблений. И жалующийся обязан нести ответственность за то, что рассказал. Как тут не вспомнить российское: «Доносчику первый кнут».
Любое нагнетание чернухи вообще, любая полутень, любое разбрызгивание токсинов и оставление в душах темного осадка чётко объявляются безнравственными. Будь конкретен — или молчи. Напускаешь мутную вонь — ты токсичный и ненадёжный субъект.
В современной вузовской жизни токсичности хоть отбавляй. Поэтому любое движение в сторону возврата анонимных опросов студентов о качестве работы преподавателя чревато. Чтобы поставить на место 2-3 преподавателей не стоит портить настроение и жизнь остальным.