Кризис системы образования

За привычной руганью в адрес власти, которая «гробит лучшую в мире систему высшего образования», многие ли из нас понимают, что система высшего образования сегодня в глубочайшем кризисе. Причем не только у нас — во всем мире.

В мире произошла очередная революция, только не индустриальная, а информационная. Цифровая, если хотите. Мир изменился, изменился необратимо, и прежние принципы получения образования практически не работают. Колеса буксуют, машина не едет.

Привычная нам лекционно-семинарская система прекрасно работала в мире, где информация была дефицитом. Она, собственно, и сформировалась под мир, где преподаватель был человеком, делящимся знаниями с теми, которому они недоступны или малодоступны. А теперь? Угадайте, как воспринимают традиционные лекции студенты, которые могут получить ту же самую информацию – а часто и в лучшем качестве – в удобное для себя время и с помощью двух щелчков мышки?

Кроме того, традиционная система образования была хороша для мира, который не менялся десятилетиями, сегодня же компетенции специалистов устаревают буквально на глазах. Студента выучили, он приходит на производство – а там уже и оборудование новое, и программы другие, и технологический цикл изменился до неузнаваемости. Ну и зачем ты нам, дорогой пришелец из прошлого?

Проблем масса, а решения нет. Какой должна быть новая система образования – пока не знает никто. Понятно только одно – те, кто нащупают, угадают работающую схему первыми – смогут сделать рывок. Поэтому во всем мире, и в России в частности, новые образовательные технологии – в числе важнейших государственных приоритетов. Именно поэтому все государства мира запускают самые разнообразные образовательные программы – и Россия не в последнюю голову.

Никита Разговоров-Расин 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *