Высшее образование Франции

Во французской высшей школе, как и во французской кухне, все сложно. Начнем с того, что такого понятия, как «высшее образование», во Франции просто нет. Здесь говорят об образовании после лицея и измеряют уровень образования в годах обучения после окончания лицея. Если правильно перевести на французский российское «высшее образование» (ЕГЭ плюс пять лет), то это будет лицей плюс пять лет. И, как и в России, в реальности один ЕГЭ+5 не равен другому ЕГЭ+5. Французская высшая школа очень сегментирована.

Лучшие выпускники идут после лицея в подготовительные классы (classes préparatoires) — высоко конкурентные учебные заведения, куда берут по результатам аналога ЕГЭ и затем в течение двух лет натаскивают на вступительные экзамены в то, что и является дословно по-французски высшей  (большой) школой (Grandes Ecoles) — Гранд Эколь. Это элитный сегмент французской высшей школы.

Во Франции еще во времена Наполеона поняли, что получить в общедоступной школе образование, достаточное для обучения в заведениях класса Гранд Эколь, невозможно. Поэтому и были организованы двухлетние курсы, на которых и проходят первые два года высшего образования.

Учиться на этих курсах трудно. Профильными дисциплинами учащиеся занимаются порой часов по семь-восемь в день — только в классе. Экзамены, контрольные — каждую неделю по четыре часа. Каждую неделю устный экзамен с преподавателем. Преподаватели настроены на то, чтобы учащиеся не питали иллюзий об уровне своих знаний и на каждом экзамене не стесняются это доказывать.  За счет этой жесткости, конкурентности  подготовка на этих курсах зачастую лучше, чем на первых курсах университетов. Это тяжело морально и физически — но это прекрасная подготовка к тому, чтобы человек дальше сдавал экзамены, понимая, какую дисциплину он будет изучать. После этих курсов человек может пойти и в университет, причем сразу на третий курс.

Гранд Эколь — это очень престижные учебные заведения, куда берут по результатам жестких экзаменов. Лучшие из них — это ENS (Ecole Normale Supérieure — Эколь Нормаль Супериор), знаменитая с XVIII века Ecole Polytechnique (Эколь Политехник).  Студенты Эколь Политехник становятся госслужащими с момента поступления, у них с этого момента идет и военная выслуга.

Немножко ниже по уровню — Ecole Centrale, их тоже несколько — в Париже, Лионе, Ecoles des Mines — школы инженеров; ну и по гуманитарным специальностям — HEC, Школа экономики и финансов, есть школа политических наук ENA (Ecole Nationale d’Administration). В трех школах — Эколь Нормаль Супериор в Париже и Лионе, а также в Эколь Политехник — студентам платят ощутимые стипендии, на которые можно прожить.

В этих Гранд Эколь учатся два или три года. Базовое обучение — два года.  Диплома об окончании высшей школы Эколь практически не существует, и, чтобы получить диплом, большинство студентов третий год проводят в рамках какого-нибудь университета. Тогда они получают то, что называется Master-2 — полное высшее образование.

Для них в университетах есть определенные мастерские программы (аналогичные российским магистeрским), которые  де факто открыты только для выпускников Гранд Эколь. В принципе, можно попасть на них и иным способом — но очень сложно. Как правило, все получившие дипломы master-2 echerche  (подготовленные для выполнения исследований) — это выпускники Гранд Эколь. Но диплом им выдает университет.

Есть и другой способ получения диплома о высшем образовании. Дело в том, что когда человек поступает в Гранд Эколь, он сразу становится госслужащим и у него появляются соответствующие обязанности перед государством. Выпускники Эколь Нормаль чтобы получить диплом не в университете сдают так называемый «агрегасьон» (agrégation) — экзамен, дающий право преподавания академической дисциплины, изучавшейся в Эколь Нормаль. Экзамен очень сложный, в несколько сессий, конкурентный (студентов выстраивают по рейтингу). И человек, успешно сдавший этот экзамен, получает часть прав на получение диплома Эколь Нормаль.

Но он должен еще отработать стажером на государственной службе и ему эту стажировку должны зачесть. Так, при стажировке в средней школе чтобы получить диплом они должны работать до тех пор, пока инспектор народного образования не сочтет, что их работа была успешной. Инспекторы не заинтересованы в этом, так как у того, кто сдал агрегасьон, одновременно значительно меньше часов преподавания и значительно выше зарплата, поэтому делают все, чтобы как можно дольше не засчитывать эту стажировку.

Но во Франции есть университеты, куда берут фактически всех по результатам выпускных экзаменов в лицее. Можно записаться на любой факультет, но после первого года обучения необходимо сдать экзамен. Очень жесткий: проходит один из 8–10 человек. Если на первый курс по некоторым специальностям записывается человек 400, а доходят до конца, то есть получают мастер-2, из них человек 12.

Во Франции практически нет разницы в статусе между школьным и университетским преподавателем. Более того, школьный учитель зачастую имеет более высокий уровень владения дисциплиной, чем университетский. Связано это с тем, что люди могут попадать преподавать в университет не по конкурсу: они оканчивают где-то университет, защищают диссертацию  и могут пройти на позицию, которая называется maitre des conférences. Набор на эту позицию осуществляется специальной комиссией и не дает гарантий, что взятый на вакансию человек — хороший специалист, потому что соображения взявшей его на должность комиссии могут быть разными.

 А школьного преподавателя так просто не выбирают, он обязательно должен пройти по конкурсу. Конкурсов два: есть конкурс агрегасьон, о котором говорилось выше. Лучше всего сдают агрегасьон люди, только что окончившие последний курс университета. Есть и менее сложный конкурс, который называется CAPES, который сдает основная масса учителей. Характерно, что в России все наоборот  — в школу отбирает комиссия, а в университет преподаватели проходят по конкурсу. 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *