Реформе включают задний ход

Минобрнауки вынесло на суд Российского союза ректоров проект «Программы стратегического академического лидерства». Она будет определять вектор развития российской высшей школы на ближайшее десятилетие.

Стратегия основывается на аксиоме о первостепенном значении науки и высшего образования для достижения национальных целей развития страны, сформулированных указом Президента РФ от 7 мая 2018 года. России необходимо войти в число пяти крупнейших экономик мира за счет опережающего развития инновационного бизнеса, ориентированного не только на внутренний, но и на мировой рынок.

В основу концепции положен тот непреложный факт, что именно высшая школа должна обеспечить подготовку специалистов будущего, способных совершить необходимый стране технологический рывок. Вторая составляющая вклада университетов в достижение национальных целей развития – вывод научных исследований и вузовской науки в целом на качественно новый уровень, который востребован рынком. Кроме того, университеты-лидеры должны стать драйверами развития регионов.

В правительстве понимают, что отечественная высшая школа недофинансирована по сравнению, например, со странами Организации экономического сотрудничества и развития (в их число входят такие государства, как США, Германия, Великобритания и другие, на их долю приходится более 60% мирового ВВП). Россия сегодня вдвое отстает от среднего бюджета их вузов в расчете на одного студента. А по объему средств на проведение исследований уступает в 10 раз. Этот разрыв – одна из главных причин отставания нашей страны от Евросоюза по уровню технологических инноваций в два с половиной раза. В программу заложено участие университетов не менее чем из 50-ти субъектов РФ. То есть практически на каждой территории появится хотя бы один ключевой вуз, конкурирующий по привлекательности для абитуриентов с ведущими столичными университетами.

Все вузы, участвующие в программе, будут разбиты на четыре группы. Первая – это ведущие высшие учебные заведения, участвующие в решении задач глобального превосходства. Вторая — опорные вузы, решающие ключевые задачи кадрового, социального и технологического развития регионов. Третья — опорные для решения ключевых задач кадрового и технологического развития отраслей. И, наконец, четвёртая – базовые вузы, удовлетворяющие спрос населения на высшее образование. азработчики использовали принцип многоуровневого вовлечения в реализацию стратегии. Обозначена четкая система ориентиров для интеграции вузов между собой и их сотрудничества с бизнесом:

сетевое взаимодействие «вуз-вуз / сеть вузов / система высшего образования» (университеты лидеры «вытягивают» другие вузы, повышая качество всей образовательной системы);

партнерство «вуз – отрасль / рынок научно-технологических исследований» (университеты активно вовлекаются во внедрение новых технологий в отдельных отраслях экономики);

прорывное развитие «вуз-технология» (ведущие университеты обеспечивают прорыв к мировому лидерству по нескольким стратегическим направлениям, например, искусственный интеллект и квантовые технологии);

сотрудничество «вуз-территория» (университеты-лидеры по соответствующим регионам способствуют удержанию и привлечению на их территорию талантливых молодых специалистов, укрепляют рынок труда через системы дополнительного образования, участвуют в реализации конкретных проектов в регионе).

Успех любой программы решающим образом зависит от качества заложенных в ней критериев оценки результативности проводимых мероприятий. Минобрнауки переосмыслило существующую систему индикаторов, добавив для участников программы новые показатели. Учтены и критерии, которые уже используются при ранжировании университетов как в глобальных, так и в национальных рейтингах европейских стран. В частности, такие как объем НИОКР, количество публикаций и их цитируемость. Для вузов, претендующих на роль отраслевых и региональных лидеров, предусмотрены отдельные группы KPI (критериев эффективности).

Вот некоторые из них:

объем выручки от НИОКР, выполненных в интересах организаций реального сектора;

доля поступлений от использования результатов интеллектуальной деятельности в общих доходах вуза;

доля выпускников, трудоустроенных в организациях-лидерах по соответствующим отраслям;

доля выпускников по приоритетным для региона направлениям обучения, трудоустроенных на его территории;

число обучающихся по программам дополнительного образования на базе вуза; объем доходов вуза от реализации заказов компаний региона.

Установление четких критериев оценки позволит не перегружать участников программы излишней отчетностью.

Представители академического сообщества и власти смогут ежегодно оценивать реализацию заявленных вузами программ развития. Для этого в рамках программы предусмотрено создание двух экспертных советов – отдельно для научно-исследовательских и опорных университетов. Важно, что они будут уделять внимание не только формальному подсчету результатов по критериям, но и их качеству.

«Усилия государства по развитию высшей школы уже сыграли положительную роль, в том числе в сохранении фундаментальности образования, но, несмотря на все эти усилия, мы снова говорим о кадрах для технологического прорыва. Речь идет именно о креативных разработчиках, а не просто линейных инженерах – отметил в ходе обсуждения концепции председатель Совета ректоров Приволжского федерального округа Роман Стронгин. — Для их подготовки нужно в первую очередь взаимодействие с работодателями… Уже многое сделано, например, появились базовые кафедры. Они успешно работают, но там студенты изучают уже реализованные на производстве технологии, а мы говорим о разработке новых. В этой связи у нас есть положительный опыт. В частности, Всероссийский федеральный ядерный центр создал свое математическое отделение на площадке Нижегородского государственного университета имени Лобачевского. Это несколько наших профессоров и две сотни студентов и аспирантов, которые не практикуются, а работают в этом отделении. И у них уже не возникает вопросов о выборе образовательной траектории».

Александр Сергеев от имени РАН выразил готовность оказывать содействие вузам в исследовательской деятельности. «Университеты для нас сейчас такие же родные, как и академические институты — отметил Сергеев. – Мы должны готовить знающую и креативную молодежь, востребованную экономикой. В этом основной KPI (показатель эффективности – ред.) университета».

Глава совета ректоров Уральского федерального округа Александр Шестаков заявил, что ключевым моментом для повышения конкурентоспособности технических вузов является возврат к пятилетнему обучению студентов:

«За четыре года нельзя качественно обучить студента инженерного направления. Можно назвать это специалитетом или инженерным бакалавриатом, но студенты должны учиться пять с половиной лет». Эту идею в ходе дискуссии развил председатель Совета ректоров Петербурга и Ленобласти Алексей Демидов:

«Министр обратил внимание, что первая из национальных целей – это ускорение технического развития. Хотел бы сказать, что на президиуме Союза ректоров наших регионов мы не раз обсуждали в последнее время важность в этой связи развития инженерного образования. Проблемы подготовки кадров в технических и технологических вузах. Здесь много проблем: недостаточное количество современного технологического оборудования для практико-ориентированного обучения, отсутствие у многих преподавателей современных компетенций, не выстроенные механизмы карьерного роста молодых преподавателей, недостаточное включение организаций реального сектора экономики в подготовку специалистов, низкий уровень подготовки абитуриентов и недофинансирование вузов. Обращаю внимание, что за последние годы технологические вузы России выпустили большое количество специалистов со сроком обучения 4 года. Хотя в советский период на подготовку технологов с высшим образованием уходило 5 с половиной лет. Для промышленного предприятия продолжительность обучения технолога – это принципиальный момент, так как нужно сформировать весь спектр навыков и компетенций. Не секрет, что на советских предприятиях часто высшими руководителями становились именно главные технологи, как специалисты знакомые со всей цепочкой от получения сырья до применяемого оборудования и потребительских свойств готовой продукции. Для подготовки технологов существенным является срок обучения, его нужно увеличить до 5,5 лет. Также важна гибкость по отношению к рынку труда, но практическая подготовка будущих инженеров-технологов наталкивается на закрытость современных промышленных предприятий, обеспокоенных утечкой своих коммерческих тайн. Выпускнику со свободным дипломом сложно сейчас устроиться на хороших условиях в высокотехнологическую компанию. Поэтому важно использовать механизм раннего закрепления студентов за той или иной компанией с оформлением соответствующих юридических документов».

В заключение Татьяна Голикова отметила, что выступления ректоров подтверждают правильность концептуального подхода, выбранного разработчиками стратегии академического лидерства: «В качестве ключевой идеи программы мы определяем вертикальную и горизонтальную интеграцию университетов и академических институтов. Нам важно, чтобы они представили свои стратегические программы развития, по которым можно будет их оценивать, подключаться к поддержке отдельных направлений, тех прорывных задач, которые они перед собой ставят».

Уже в этом году для участия в «Программе стратегического академического лидерства» предполагается отобрать 100-120 российских высших учебных заведений, включая частные. Это могут быть вузы, представленные в глобальных образовательных рейтингах, а также удовлетворяющие следующим критериям: количество студентов от 5 тысяч человек, совокупный доход без учёта государственного финансирования — от 500 млн рублей в год, причем не менее 5% доходов должны составлять поступления от научно-исследовательской деятельности. Впрочем, учебные заведения, не удовлетворяющие этим критериям, тоже могут попасть в программу. Для этого им необходимо будет получить поручительство регионального органа власти или корпорации, готовой к финансированию вуза.

Своеобразной лакмусовой бумажкой эффективности разработанной концепции станет увеличение присутствия отечественных высших учебных заведений в наиболее престижных международных рейтингах QS, THE и ARWU.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *